Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "КАНДИДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: точный год кончины
11.09.2022 13:45:12 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> Архиеп. Филарет (Гумилевский) привел рассказ о Кандиде из "Лавсаика", поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет.

Что значит "точных указаний"? У архиепископа Филарета (Гумилевского) (со ссылкой на Лавсаик Гл. 126.: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/2_81) читаем:

Святая девственница Олимпиада осталась в заточении до самой своей кончины, которая последовала в 410 году. «Лучшие жители Константинополя, - писал Палладий в 420 году, - считают ее в числе исповедниц и уверены, что она, страдавшая за истину и для Бога, наследовала блаженную жизнь».

«По следам Олимпиады, — говорит Палладий, - богоугодно проводила жизнь блаженная Кандида, дочь полководца Траяна... Проведши такую суровую жизнь, эта достославная жена почила блаженным сном и теперь наслаждается вечными благами, уготованными для возлюбивших жизнь добродетельную» [3].

Подобно сей благочестивой жене, с ревностью проходила путь правды и благочестиво несла иго девства славная Геласия, дочь трибуна...

[Сноска] 3. Палладий Еленопольский. Лавсаик. Гл. 126. В «Мартирологе» Усуарда под 29 августа «кончина святой девы Кандиды». Joseph Frangois Bourgoin de Villefore. Les Vies des SS. Peres des Deserts et des Saintes Solitaires d'Orient et d'Occident: avec des figures qui representent Pausteri. Amsterdam, 1714. T. 2.

  • Избранные жития святых на русском язіке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн: Июль-декабрь. М: Сибирская Благозвонница. 2011. с. 82:

О том же слово в слово (без дополнительных сносок), см. (Гумилевский) Филарет. Святые подвижницы Восточной Церкви. (Раздел VI. Подвижницы Константинополя и Эллады. Свв. Олимпиада, Кандида и Геласия) - М.: Директ-Медиа, 2014, с. 153: https://books.google.com/books?id=LgQ2CwAAQBAJ&pg=PA153

> И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?

Точный или нет, но если принять, что св. Олимпиада скончалась в заточении в 409-410 гг, а Лавсаик написан в 419-420 годах, тогда годы смерти свв. Кандиды и Геласии находятся в интервале между 411 и 418 годами (максим. между 410 - .420 гг.). В ПЭ, ничтоже сумняшеся, стоит "точный" год смерти св. Геласии, см. Т. 10, С. 547: https://www.pravenc.ru/text/161957.html (интересно, автором статьи в ПЭ дата тоже взята из Древа? (шутка, не смешно)).

Ответить