Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "КАНДИДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
10.09.2022 22:45:11

> Составители словаря "Христианство" также приводят Кандиду в перечне святых православной Церкви, кроме того, там указан день памяти святой - 29 августа. Однако эта дата не является общепризнанной и обоснованной. В Иеронимовом и Римском Мартирологах 29 августа упоминается некая Кандида, но нет указаний на то, о какой именно святой, носившей это имя, идет речь. Болландисты считают, что скорее всего имеется в виду Кандида, мц. Римская.

Контаргументы.

1) Память прп. Кандиды Константинопольской под 29 августа всё-таки имеется, её со спокойной совестью можно вносить в статью и в календарь Августъ. 29/11. Препп. Кандиды (418) и Геласіи (422) Константинопольскихъ (РПЦЗ)* // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 108, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf

2) Память прмч. Кандиды Римской под 29 августа (из Римского Мартиролога) из православных ресурсов имеется в месяцеслове на сайте Итальянской архиепархии Константинопольского патриархата

  • 29.08: Memoria di Santa Candida asceta e martire venerata a Roma (Память св. Кандиды подвижницы и мученицы, почитаемой в Риме) // Месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it
    • Источник: Santa Candida Vergine e martire venerata a Roma (Святая Кандида, дева и мученица, почитаемая в Риме). 29 agosto // Итальянский католический месяцеслов Santi i beati, http://www.santiebeati.it/dettaglio/95561: "È venerata in Roma nella chiesa di Santa Prassede, dove il suo corpo fu trasferito dal papa Pasquale I (817-24) (Её почитали в церкви Санта-Прасседе, куда её мощи были перенесены папой Паскуале I (817-824).). Это практически цитата из "Римского мартиролог", о чём узнаём здесь: http://www.enrosadira.it/santi/c/candida.htm Там же более актуальное дополнение: "Candida, martire, ritrovata nella catacomba di Priscilla fu portata nella chiesa di S. Maria dei Miracoli. La statua di cera ricoperta da vestiti, contenente le sue spoglie, è posta in un’urna a vetri nella seconda cappella di sinistra" ("Кандида, мученица, обнаруженная в катакомбах Прискиллы, была принесена ​​в церковь Санта-Марии-Деи-Мираколи. Восковая статуя, покрытая одеждой, содержащей ее останки, помещена в стеклянную раку...").
    • Очень серьёзный, даже педантично-копательный норвежский сайт даёт более подробную информацию: "Den hellige Candida av Roma og fire ledsagere: Felix, Foricia, Adausia, Gemellina (200/300-t)" ("Святая Кандида Римская и четыре сподвижника: Феликса, Форикии, Адавсии и Гемеллины (II-III в.)") - и далее: "Святая Кандида принадлежала к группе, которая приняла мученическую смерть в неизвестное время во II или III веке на Виа Остия за воротами Рима. Ее спутниками были святые Феликс, Форикия, Адавсия, Гемеллина и несколько безымянных. 29 августа IX века святой папа Пасхалий I (817-824) посвятил мощи 2300 мучеников в церкви Санта-Прасседе в Риме, в том числе Кандида. Таким образом, день ее памяти - 29 августа. В Martyrologium Romanum в этот день появляется только имя Кандиды с примечанием, что Папа Пасхалис I перенес ее мощи в церковь Санта-Прасседе.

(NB: Это - НЕ та же мц. Кандида, чья память 3 октября, - разные жития, разные обстоятельства. Вот о Кандиде Римской 3.10: http://www.santiebeati.it/dettaglio/72660. Ср. с http://www.santiebeati.it/dettaglio/95561. Кстти, память этой Кандиды тоже есть в итальянском православном месяцеслове: http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it - так что можно бы и в календарь.)

Итак, имеем двух одноимённых святых, но в разных ликах: преподобная (причём ещё и с Геласией) и преподобномученица или скорее дева-мученица (с четырьмя сподвижниками). Что бы там ни считали болландисты, а также сама ПЭ, налицо 29.08 две памяти двух святых.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 07:27:23 в ответ на "МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Панайот Кофалалос)

> 1) Память прп. Кандиды Константинопольской под 29 августа всё-таки имеется, её со спокойной совестью можно вносить в статью и в календарь
> Августъ. 29/11. Препп. Кандиды (418) и Геласіи (422) Константинопольскихъ (РПЦЗ)* // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 108, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf

Формально, да, теперь есть основания. Но меня терзают смутные сомнения, у нас эта память аж с 2009 года, не мы ли случайно способствовали ее добавлению в Джорданвилльский календарь?)

И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: точный год кончины
11.09.2022 13:45:12 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> Архиеп. Филарет (Гумилевский) привел рассказ о Кандиде из "Лавсаика", поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет.

Что значит "точных указаний"? У архиепископа Филарета (Гумилевского) (со ссылкой на Лавсаик Гл. 126.: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/2_81) читаем:

Святая девственница Олимпиада осталась в заточении до самой своей кончины, которая последовала в 410 году. «Лучшие жители Константинополя, - писал Палладий в 420 году, - считают ее в числе исповедниц и уверены, что она, страдавшая за истину и для Бога, наследовала блаженную жизнь».

«По следам Олимпиады, — говорит Палладий, - богоугодно проводила жизнь блаженная Кандида, дочь полководца Траяна... Проведши такую суровую жизнь, эта достославная жена почила блаженным сном и теперь наслаждается вечными благами, уготованными для возлюбивших жизнь добродетельную» [3].

Подобно сей благочестивой жене, с ревностью проходила путь правды и благочестиво несла иго девства славная Геласия, дочь трибуна...

[Сноска] 3. Палладий Еленопольский. Лавсаик. Гл. 126. В «Мартирологе» Усуарда под 29 августа «кончина святой девы Кандиды». Joseph Frangois Bourgoin de Villefore. Les Vies des SS. Peres des Deserts et des Saintes Solitaires d'Orient et d'Occident: avec des figures qui representent Pausteri. Amsterdam, 1714. T. 2.

  • Избранные жития святых на русском язіке, изложенные по руководству Четьих-Миней архиепископа Филарета Черниговского. В 2 кн: Июль-декабрь. М: Сибирская Благозвонница. 2011. с. 82:

О том же слово в слово (без дополнительных сносок), см. (Гумилевский) Филарет. Святые подвижницы Восточной Церкви. (Раздел VI. Подвижницы Константинополя и Эллады. Свв. Олимпиада, Кандида и Геласия) - М.: Директ-Медиа, 2014, с. 153: https://books.google.com/books?id=LgQ2CwAAQBAJ&pg=PA153

> И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?

Точный или нет, но если принять, что св. Олимпиада скончалась в заточении в 409-410 гг, а Лавсаик написан в 419-420 годах, тогда годы смерти свв. Кандиды и Геласии находятся в интервале между 411 и 418 годами (максим. между 410 - .420 гг.). В ПЭ, ничтоже сумняшеся, стоит "точный" год смерти св. Геласии, см. Т. 10, С. 547: https://www.pravenc.ru/text/161957.html (интересно, автором статьи в ПЭ дата тоже взята из Древа? (шутка, не смешно)).

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 14:33:29 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> у нас эта память аж с 2009 года, не мы ли случайно способствовали ее добавлению в Джорданвилльский календарь?)
> И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?

Кто "поспособствовал" добавлению даты памяти, Олексій уже ответил исчерпывающе: Филарет Черниговский.

Что касается дат кончины Кандиды и Геласии - см.:

  • Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Часть III. Приложение 1. 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях

> Геласия преподобная константинопольская † 422. Лавс. 128. Филарета: Подвижницы.
> Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 17:20:32 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Панайот Кофалалос)

> Что касается дат кончины Кандиды и Геласии - см.:
> > Геласия преподобная константинопольская † 422. Лавс. 128. Филарета: Подвижницы.
> > Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы.

Собственно, да, см. Филарет (Гумилевский), архиеп. Свв. Олимпиада, Кандида и Геласия / Святые подвижницы Восточной Церкви // Христианское чтение. 1871. №1 [январь], c. 21- 22: http://christian-reading.info/data/1871/01/1871-01-02.pdf и Филарет (Гумилевский), архиеп. Указатель алфавитный / Святые подвижницы Восточной Церкви // Христианское чтение. 1871. №2 [февраль], c. 240: http://christian-reading.info/data/1871/02/1871-02-01.pdf

У греков встречается "Кандида Византийская" (память 7 августа), см. например, "Αγιοι χωρις επαρκη χρονολογια ή ημερομηνια της ζωης τους ή του Μαρτυριου τους" (Святые без достаточных хронологий или дат их жизни или их мученичества) // Πηγη Ζωης - Ορθοδοξη παρουσια στο Internet: https://pigizois.gr/pote_giortazis/name_kapa.htm

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:07:56 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре)

Всем огромное спасибо, внес правки. Если есть дополнения или исправления, буду благодарен.

То же касается и статьи Геласия Константинопольская.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:33:37 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> Всем огромное спасибо, внес правки. Если есть дополнения или исправления, буду благодарен.

Непонятная фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Эту фразу можно применить и к св. Геласии и к многим и многим др. У архиеп. Филарета (Гумилевского) вслед за Палладием сказано, что она была дочерью военноначальника Траяна (да родословная и военское звание Траяна не указана, и все - нет "точных указаний"?).

И ещё, архиеп. Сергий (Спасский) не датировал года кончины Кандиды и Геласии, а указал даты, приведенные у архиеп.Филарета (Гумилевского).

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:46:12 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре)

> Непонятная фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Эту фразу можно применить и к св. Геласии и к многим и многим др. У архиеп. Филарета (Гумилевского) вслед за Палладием сказано, что она была дочерью военноначальника Траяна (да родословная и военское звание Траяна не указана, и все - нет "точных указаний"?).

Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:51:41 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так?

Что тогда означает фраза: "По следам Олимпиады", куда ведут следы (они выходят из Константинополя?) Язык у Палладия четкий и однозначный. Это не современное в размытом значении слово "последование"

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:58:48 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре)

> > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так?
> Что тогда означает фраза: "По следам Олимпиады", куда ведут следы (они выходят из Константинополя?) Язык у Палладия четкий и однозначный.

Я воспринял это именно как подражание подвигу, а не указание на место жительства. Да, это скорее всего указывает на личное знакомство и, следовательно, на одно место жительство, это логично и вполне вероятно. Но указание все же косвенное.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 20:22:17 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> > > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе.
> Я воспринял это именно как

Не знаю, фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет" означает, что точно неизвестно откуда она была родом и кем были ее родители, а о том, что неизвестно где было место ее подвижничества эта фраза точно ничего не говорит. Вобщем фраза мутная и ни о чем (собственно и я ни о чем).

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 21:17:26 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре)

> > > > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе.
> > Я воспринял это именно как
> Не знаю, фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет" означает, что точно неизвестно откуда она была родом и кем были ее родители, а о том, что неизвестно где было место ее подвижничества эта фраза точно ничего не говорит. Вобщем фраза мутная и ни о чем (собственно и я ни о чем).

Контекст помогает: "поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Здесь "происхождение" указывает именно на место подвига, поскольку рассматривается причина помещения в раздел о константинопольских подвижницах.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 21:27:23 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов)

> Контекст помогает: "поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Здесь "происхождение" указывает именно на место подвига, поскольку рассматривается причина помещения в раздел о константинопольских подвижницах.

Нет не указывает. Сырое и холодное (имхо), я бы заменил, если Вам так уж хочется акцентировать на этом, слово "происхождение" на фразу "происхождение и на место ее подвига".

И Сергий (Спасский), см. постами выше [ https://drevo-info.ru/forum/20018.html - К вопросу кто на ком стоял ] . Ладно, проехали.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re:: Точно ли без дня памяти?
12.09.2022 07:53:27 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре)

> Нет не указывает. Сырое и холодное (имхо), я бы заменил, если Вам так уж хочется акцентировать на этом, слово "происхождение" на фразу "происхождение и на место ее подвига".

Уже поменял.

> И Сергий (Спасский), см. постами выше [ https://drevo-info.ru/forum/20018.html - К вопросу кто на ком стоял ] . Ладно, проехали.

Да, переделал.

Ответить