Панайот Кофалалос только чтение православный клирик (УПЦ) Сообщений: 1022 Дата регистрации: 30.03.2021 |
МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
10.09.2022 22:45:11 |
|
> Составители словаря "Христианство" также приводят Кандиду в перечне святых православной Церкви, кроме того, там указан день памяти святой - 29 августа. Однако эта дата не является общепризнанной и обоснованной. В Иеронимовом и Римском Мартирологах 29 августа упоминается некая Кандида, но нет указаний на то, о какой именно святой, носившей это имя, идет речь. Болландисты считают, что скорее всего имеется в виду Кандида, мц. Римская.
Контаргументы. 1) Память прп. Кандиды Константинопольской под 29 августа всё-таки имеется, её со спокойной совестью можно вносить в статью и в календарь Августъ. 29/11. Препп. Кандиды (418) и Геласіи (422) Константинопольскихъ (РПЦЗ)* // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 108, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf 2) Память прмч. Кандиды Римской под 29 августа (из Римского Мартиролога) из православных ресурсов имеется в месяцеслове на сайте Итальянской архиепархии Константинопольского патриархата
(NB: Это - НЕ та же мц. Кандида, чья память 3 октября, - разные жития, разные обстоятельства. Вот о Кандиде Римской 3.10: http://www.santiebeati.it/dettaglio/72660. Ср. с http://www.santiebeati.it/dettaglio/95561. Кстти, память этой Кандиды тоже есть в итальянском православном месяцеслове: http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it - так что можно бы и в календарь.) Итак, имеем двух одноимённых святых, но в разных ликах: преподобная (причём ещё и с Геласией) и преподобномученица или скорее дева-мученица (с четырьмя сподвижниками). Что бы там ни считали болландисты, а также сама ПЭ, налицо 29.08 две памяти двух святых. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 07:27:23 в ответ на "МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Панайот Кофалалос) |
|
> 1) Память прп. Кандиды Константинопольской под 29 августа всё-таки имеется, её со спокойной совестью можно вносить в статью и в календарь
> Августъ. 29/11. Препп. Кандиды (418) и Геласіи (422) Константинопольскихъ (РПЦЗ)* // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 108, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf
Формально, да, теперь есть основания. Но меня терзают смутные сомнения, у нас эта память аж с 2009 года, не мы ли случайно способствовали ее добавлению в Джорданвилльский календарь?) И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается? |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: точный год кончины
11.09.2022 13:45:12 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> Архиеп. Филарет (Гумилевский) привел рассказ о Кандиде из "Лавсаика", поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет.
Что значит "точных указаний"? У архиепископа Филарета (Гумилевского) (со ссылкой на Лавсаик Гл. 126.: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/2_81) читаем: Святая девственница Олимпиада осталась в заточении до самой своей кончины, которая последовала в 410 году. «Лучшие жители Константинополя, - писал Палладий в 420 году, - считают ее в числе исповедниц и уверены, что она, страдавшая за истину и для Бога, наследовала блаженную жизнь».
«По следам Олимпиады, — говорит Палладий, - богоугодно проводила жизнь блаженная Кандида, дочь полководца Траяна... Проведши такую суровую жизнь, эта достославная жена почила блаженным сном и теперь наслаждается вечными благами, уготованными для возлюбивших жизнь добродетельную» [3].
Подобно сей благочестивой жене, с ревностью проходила путь правды и благочестиво несла иго девства славная Геласия, дочь трибуна...
[Сноска] 3. Палладий Еленопольский. Лавсаик. Гл. 126. В «Мартирологе» Усуарда под 29 августа «кончина святой девы Кандиды». Joseph Frangois Bourgoin de Villefore. Les Vies des SS. Peres des Deserts et des Saintes Solitaires d'Orient et d'Occident: avec des figures qui representent Pausteri. Amsterdam, 1714. T. 2.
О том же слово в слово (без дополнительных сносок), см. (Гумилевский) Филарет. Святые подвижницы Восточной Церкви. (Раздел VI. Подвижницы Константинополя и Эллады. Свв. Олимпиада, Кандида и Геласия) - М.: Директ-Медиа, 2014, с. 153: https://books.google.com/books?id=LgQ2CwAAQBAJ&pg=PA153 > И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?
Точный или нет, но если принять, что св. Олимпиада скончалась в заточении в 409-410 гг, а Лавсаик написан в 419-420 годах, тогда годы смерти свв. Кандиды и Геласии находятся в интервале между 411 и 418 годами (максим. между 410 - .420 гг.). В ПЭ, ничтоже сумняшеся, стоит "точный" год смерти св. Геласии, см. Т. 10, С. 547: https://www.pravenc.ru/text/161957.html (интересно, автором статьи в ПЭ дата тоже взята из Древа? (шутка, не смешно)). |
||
Ответить | ||
Панайот Кофалалос только чтение православный клирик (УПЦ) Сообщений: 1022 Дата регистрации: 30.03.2021 |
Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 14:33:29 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> у нас эта память аж с 2009 года, не мы ли случайно способствовали ее добавлению в Джорданвилльский календарь?)
> И ещё, откуда мог взяться точный год кончины - 418, когда в первоисточнике о времени кончины не сообщается?
Кто "поспособствовал" добавлению даты памяти, Олексій уже ответил исчерпывающе: Филарет Черниговский. Что касается дат кончины Кандиды и Геласии - см.:
> Геласия преподобная константинопольская † 422. Лавс. 128. Филарета: Подвижницы.
> Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы.
|
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 17:20:32 в ответ на "Re: МОДЕРАТОРУ: Точно ли без дня памяти?" (Панайот Кофалалос) |
|
> Что касается дат кончины Кандиды и Геласии - см.:
> > Геласия преподобная константинопольская † 422. Лавс. 128. Филарета: Подвижницы.
> > Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы.
Собственно, да, см. Филарет (Гумилевский), архиеп. Свв. Олимпиада, Кандида и Геласия / Святые подвижницы Восточной Церкви // Христианское чтение. 1871. №1 [январь], c. 21- 22: http://christian-reading.info/data/1871/01/1871-01-02.pdf и Филарет (Гумилевский), архиеп. Указатель алфавитный / Святые подвижницы Восточной Церкви // Христианское чтение. 1871. №2 [февраль], c. 240: http://christian-reading.info/data/1871/02/1871-02-01.pdf У греков встречается "Кандида Византийская" (память 7 августа), см. например, "Αγιοι χωρις επαρκη χρονολογια ή ημερομηνια της ζωης τους ή του Μαρτυριου τους" (Святые без достаточных хронологий или дат их жизни или их мученичества) // Πηγη Ζωης - Ορθοδοξη παρουσια στο Internet: https://pigizois.gr/pote_giortazis/name_kapa.htm |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:07:56 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре) |
|
Всем огромное спасибо, внес правки. Если есть дополнения или исправления, буду благодарен. То же касается и статьи Геласия Константинопольская. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:33:37 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> Всем огромное спасибо, внес правки. Если есть дополнения или исправления, буду благодарен.
Непонятная фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Эту фразу можно применить и к св. Геласии и к многим и многим др. У архиеп. Филарета (Гумилевского) вслед за Палладием сказано, что она была дочерью военноначальника Траяна (да родословная и военское звание Траяна не указана, и все - нет "точных указаний"?). И ещё, архиеп. Сергий (Спасский) не датировал года кончины Кандиды и Геласии, а указал даты, приведенные у архиеп.Филарета (Гумилевского). |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:46:12 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре) |
|
> Непонятная фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Эту фразу можно применить и к св. Геласии и к многим и многим др. У архиеп. Филарета (Гумилевского) вслед за Палладием сказано, что она была дочерью военноначальника Траяна (да родословная и военское звание Траяна не указана, и все - нет "точных указаний"?).
Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так? |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:51:41 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так?
Что тогда означает фраза: "По следам Олимпиады", куда ведут следы (они выходят из Константинополя?) Язык у Палладия четкий и однозначный. Это не современное в размытом значении слово "последование" |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 19:58:48 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре) |
|
> > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе. Собственно, это только ее последование св. Олимпиаде, ведь так?
> Что тогда означает фраза: "По следам Олимпиады", куда ведут следы (они выходят из Константинополя?) Язык у Палладия четкий и однозначный.
Я воспринял это именно как подражание подвигу, а не указание на место жительства. Да, это скорее всего указывает на личное знакомство и, следовательно, на одно место жительство, это логично и вполне вероятно. Но указание все же косвенное. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 20:22:17 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> > > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе.
> Я воспринял это именно как
Не знаю, фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет" означает, что точно неизвестно откуда она была родом и кем были ее родители, а о том, что неизвестно где было место ее подвижничества эта фраза точно ничего не говорит. Вобщем фраза мутная и ни о чем (собственно и я ни о чем). |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 21:17:26 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре) |
|
> > > > Но ведь формально это правда, мы имеем только косвенные сведения о том, что она жила в Константинополе.
> > Я воспринял это именно как
> Не знаю, фраза: "однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет" означает, что точно неизвестно откуда она была родом и кем были ее родители, а о том, что неизвестно где было место ее подвижничества эта фраза точно ничего не говорит. Вобщем фраза мутная и ни о чем (собственно и я ни о чем).
Контекст помогает: "поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Здесь "происхождение" указывает именно на место подвига, поскольку рассматривается причина помещения в раздел о константинопольских подвижницах. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2247 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
11.09.2022 21:27:23 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Александр Иванов) |
|
> Контекст помогает: "поместив его в раздел о константинопольских подвижницах, однако точных указаний на ее происхождение в тексте нет". Здесь "происхождение" указывает именно на место подвига, поскольку рассматривается причина помещения в раздел о константинопольских подвижницах.
Нет не указывает. Сырое и холодное (имхо), я бы заменил, если Вам так уж хочется акцентировать на этом, слово "происхождение" на фразу "происхождение и на место ее подвига". И Сергий (Спасский), см. постами выше [ https://drevo-info.ru/forum/20018.html - К вопросу кто на ком стоял ] . Ладно, проехали. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re:: Точно ли без дня памяти?
12.09.2022 07:53:27 в ответ на "Re:: Точно ли без дня памяти?" (Олексій Тре) |
|
> Нет не указывает. Сырое и холодное (имхо), я бы заменил, если Вам так уж хочется акцентировать на этом, слово "происхождение" на фразу "происхождение и на место ее подвига".
Уже поменял. > И Сергий (Спасский), см. постами выше [ https://drevo-info.ru/forum/20018.html - К вопросу кто на ком стоял ] . Ладно, проехали.
Да, переделал. |
||
Ответить |