Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "20 ЯНВАРЯ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный, УПЦ

Сообщений: 391
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого
17.05.2022 17:22:56 в ответ на "Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого" (Илич Нина)

> Как участника проекта мнение интересно - поменяли бы в списке "Римских императоров" лик святости с "исп." на "блгв."? В статье четко выделено в тексте статьи, что он именно исповедник. Хотя, почему не могут быть вместе - благоверный, святой, исповедник?
> А в РПЦЗ календаре он упомянут как - Прав. - праведный.
> В Молд. календаре - как Святой . "Святой Лев Великий, император Византии, который из народа Фракии"
> Можно ставить разные лики святости одного святого - в разных статьях?
> Например,
> прмч. Евфимий Ватопедский в Соборе Ватопедских и Афонских святых назван - сщмч.
> Иллюстрацию, изображение Евфимия Ватопедского подписали - сщмч. и в "Православной энциклопедии" - https://www.pravenc.ru/text/Ватопедские мученики.html

Выскажу только собственное мнение, основанное, правда, на многолетнем опыте работы с календарными и агиографическими источниками.

Строго говоря, "исповедник" - это не лик святости, а уточнение или дополнительная характеристика, такая же, как, скажем, "чудотворец", "отшельник", "старец", "просветитель" и т. п. Поэтому в календаре РПЦ исповедники именуются НЕ "сщисп. (ИМЯ)", а 1) "свт. (ИМЯ АРХИЕРЕЯ), исп.", или 2) "прав. (ИМЯ ИЕРЕЯ ИЛИ ДИАКОНА), исп."; монашествующие исповедники - НЕ "присп.", а "прп. (ИМЯ МОНАШЕСТВУЮЩЕГО), исп.".

Слово "блгв." ("благоверный") - это синоним понятия "святой правитель (царь, король, князь)" (поэтому слово "благоверный" не обязательно должно предваряться словом "святой" - фактически это тавтология). В Русской Церкви, где наименования ликов, кажется, наиболее сбалансированы, чем где бы то ни было, чаще всего святых правителей обозначают именно так. Но иногда встречается и "прав. царица Феодора" (в "зеленой" февральской Минее названная "святой благоверной"), и даже (уникальный случай) "правоверный царь Иустиниан". Иногда в русских календарях встречаются правители просто "св." (обычно святые тех церквей, где лики святости не столь упорядочены, как у нас), и тут большого греха в замене на равнозначное для РПЦ "блгв.", мне кажется, нет. Правителей "прав." тоже довольно часто именуют то так, то как "блгв.". А вот "правоверного" Иустиниана (наверное, ради уникальности) везде называют именно так и никак иначе.

Обращу внимание ещё на пару часто встречающихся взаимозамен: "свт." / "прп." и "прмч." / "сщмч." В первом случае святитель, канонизованный именно за своё святительство - как духовный правитель Церкви, должен именоваться "свт.". Если архиерей заканчивает жизнь в монастыре, или даже не оставляя кафедры известен как подвижник-аскет, то его могут называть "прп.". Иногда в разных источниках можно встретить разные именования святых владык (я в таких случаях для себя фиксирую оба варианта): напр., Великий покаянный канон святителя Андрея Критского при тропарях, обращенных с молитвой к его автору, предусматривает припев "Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас".

Интересно, что есть два пострадавших до смерти Митрополита Московских и всея Руси - Филипп и Ермоген. Но если второй прослаавлен именно как мученик, за свои страдания, то первый - именно как святитель, сильный правитель Церкви, не боявшийся перечить даже царю, выдающийся администратор и поборник Евангелия. Святительский подвиг Церковь считает высшим, нежели священномученический. Даже в порядке ликов святости почитаются по порядку: пророки, апостолы (и равноапостолы), святители, благоверные, мученики (включая великомучеников), страстотерпцы, священномученики, преподобные, преподобномученики, блаженный (юродивые), праведные и просто святые (чей лик неизвестен или попавшие в наши месяцесловы из других Церквей, где к ликам относятся попроще). Исповедники - внутри каждого лика (святителей, преподобных, праведных).

Чисто русский лик "страстотерпцев" часто встречается в сочетании с "блгв. кн. и страстотерпец". Встречались мне европейские святые первых веков, названные "прав. (или св.) король (ИМЯ), исповедник". Не помню, есть ли у нас в святцах князья-исповедники.

Что до "прмч. / сщмч.". В Русской Церкви принято архиереев-мучников называть не преподобномучениками, а священномучениками. Возмжно, это отголосок тех времён, когда не все архиереи были монашествующими. У греков иногда эти лики смешивают.

Ответить