Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "20 ЯНВАРЯ"

Илич Нина
только чтение
православие МП

Сообщений: 337
Дата регистрации: 26.05.2019
Модератору - изменение лика святости Лев I Великого
16.05.2022 13:16:33

С этой даты 11.03.2015 - "01:09:01 20 ЯНВАРЯ (д. Александр Васильев) - http://www.synaxarion.gr/gr/m/1/d/20/sxsaintlist.aspx ; Петр Конст.=Афр.: рус.память 22.09. Лев - http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2645.html"

было добавлено к имени Лев I Великий (который ранее был - Исп.) лик святости - благоверный.

В статье о этом святом - это не отражено, только в календаре.

Прошла по ссылке, поискала во втором томе Минеи под 20 января, не нашлось упоминание о нем.

Вот в статье Римские императоры так и осталось , лик святости : исп.

Можно его менять и добавлять в статью "благоверный"?

Но основании чего же приняли изменение?

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 975
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого
16.05.2022 21:19:20 в ответ на "Модератору - изменение лика святости Лев I Великого" (Илич Нина)

> На основании чего же приняли изменение?

Судя по ссылкам, на основании "зеленой" январской Минеи. Только по старрому адресу: http://files2.regentjob.ru/minea Миней уж пару лет нет. Однако они есть в другом месте:: http://korolev.msk.ru/minea/jan2/jan2645.html Можно убедиться: под 20-м числом января -

> Благовернаго царя Льва Великаго (†474).

Раньше, в "Настольной книге священнослужителя", т. 2 ( https://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf c/ 521), было написано:

> Святого царя Льва Великого († 474)

А в "Древо" запись в виде "Св. Льва Великого, исповед. императора Византийского (Греч.)" попала, скорее всего, очень давно с сайта "Вечерняя песнь": http://www.canto.ru/calendar/day.php?date=2-2-2022

Ответить
Илич Нина
только чтение
православие МП

Сообщений: 337
Дата регистрации: 26.05.2019
Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого
17.05.2022 04:39:00 в ответ на "Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого" (Панайот Кофалалос)

> > На основании чего же приняли изменение?
> Судя по ссылкам, на основании "зеленой" январской Минеи. Только по старрому адресу: http://files2.regentjob.ru/minea Миней уж пару лет нет.
Я смотрела по этому: https://www.minei.ru/minea/january (Январь. Том 2 (15-31 января)), но ошибка - нужно было оглавление тома смотреть, а не сам день. Спасибо, что через подробный ответ - пришло напоминание о точном поиске в таких случаях!

Как участника проекта мнение интересно - поменяли бы в списке "Римских императоров" лик святости с "исп." на "блгв."? В статье четко выделено в тексте статьи, что он именно исповедник. Хотя, почему не могут быть вместе - благоверный, святой, исповедник?

А в РПЦЗ календаре он упомянут как - Прав. - праведный.

В Молд. календаре - как Святой . "Святой Лев Великий, император Византии, который из народа Фракии"

См. https://calendar.ortodox.md/calendar/entry/RO/539

Можно ставить разные лики святости одного святого - в разных статьях?

Например,

прмч. Евфимий Ватопедский в Соборе Ватопедских и Афонских святых назван - сщмч.

Иллюстрацию, изображение Евфимия Ватопедского подписали - сщмч. и в "Православной энциклопедии" - https://www.pravenc.ru/text/Ватопедские мученики.html

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 975
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого
17.05.2022 17:22:56 в ответ на "Re: Модератору - изменение лика святости Лев I Великого" (Илич Нина)

> Как участника проекта мнение интересно - поменяли бы в списке "Римских императоров" лик святости с "исп." на "блгв."? В статье четко выделено в тексте статьи, что он именно исповедник. Хотя, почему не могут быть вместе - благоверный, святой, исповедник?
> А в РПЦЗ календаре он упомянут как - Прав. - праведный.
> В Молд. календаре - как Святой . "Святой Лев Великий, император Византии, который из народа Фракии"
> Можно ставить разные лики святости одного святого - в разных статьях?
> Например,
> прмч. Евфимий Ватопедский в Соборе Ватопедских и Афонских святых назван - сщмч.
> Иллюстрацию, изображение Евфимия Ватопедского подписали - сщмч. и в "Православной энциклопедии" - https://www.pravenc.ru/text/Ватопедские мученики.html

Выскажу только собственное мнение, основанное, правда, на многолетнем опыте работы с календарными и агиографическими источниками.

Строго говоря, "исповедник" - это не лик святости, а уточнение или дополнительная характеристика, такая же, как, скажем, "чудотворец", "отшельник", "старец", "просветитель" и т. п. Поэтому в календаре РПЦ исповедники именуются НЕ "сщисп. (ИМЯ)", а 1) "свт. (ИМЯ АРХИЕРЕЯ), исп.", или 2) "прав. (ИМЯ ИЕРЕЯ ИЛИ ДИАКОНА), исп."; монашествующие исповедники - НЕ "присп.", а "прп. (ИМЯ МОНАШЕСТВУЮЩЕГО), исп.".

Слово "блгв." ("благоверный") - это синоним понятия "святой правитель (царь, король, князь)" (поэтому слово "благоверный" не обязательно должно предваряться словом "святой" - фактически это тавтология). В Русской Церкви, где наименования ликов, кажется, наиболее сбалансированы, чем где бы то ни было, чаще всего святых правителей обозначают именно так. Но иногда встречается и "прав. царица Феодора" (в "зеленой" февральской Минее названная "святой благоверной"), и даже (уникальный случай) "правоверный царь Иустиниан". Иногда в русских календарях встречаются правители просто "св." (обычно святые тех церквей, где лики святости не столь упорядочены, как у нас), и тут большого греха в замене на равнозначное для РПЦ "блгв.", мне кажется, нет. Правителей "прав." тоже довольно часто именуют то так, то как "блгв.". А вот "правоверного" Иустиниана (наверное, ради уникальности) везде называют именно так и никак иначе.

Обращу внимание ещё на пару часто встречающихся взаимозамен: "свт." / "прп." и "прмч." / "сщмч." В первом случае святитель, канонизованный именно за своё святительство - как духовный правитель Церкви, должен именоваться "свт.". Если архиерей заканчивает жизнь в монастыре, или даже не оставляя кафедры известен как подвижник-аскет, то его могут называть "прп.". Иногда в разных источниках можно встретить разные именования святых владык (я в таких случаях для себя фиксирую оба варианта): напр., Великий покаянный канон святителя Андрея Критского при тропарях, обращенных с молитвой к его автору, предусматривает припев "Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас".

Интересно, что есть два пострадавших до смерти Митрополита Московских и всея Руси - Филипп и Ермоген. Но если второй прослаавлен именно как мученик, за свои страдания, то первый - именно как святитель, сильный правитель Церкви, не боявшийся перечить даже царю, выдающийся администратор и поборник Евангелия. Святительский подвиг Церковь считает высшим, нежели священномученический. Даже в порядке ликов святости почитаются по порядку: пророки, апостолы (и равноапостолы), святители, благоверные, мученики (включая великомучеников), страстотерпцы, священномученики, преподобные, преподобномученики, блаженный (юродивые), праведные и просто святые (чей лик неизвестен или попавшие в наши месяцесловы из других Церквей, где к ликам относятся попроще). Исповедники - внутри каждого лика (святителей, преподобных, праведных).

Чисто русский лик "страстотерпцев" часто встречается в сочетании с "блгв. кн. и страстотерпец". Встречались мне европейские святые первых веков, названные "прав. (или св.) король (ИМЯ), исповедник". Не помню, есть ли у нас в святцах князья-исповедники.

Что до "прмч. / сщмч.". В Русской Церкви принято архиереев-мучников называть не преподобномучениками, а священномучениками. Возмжно, это отголосок тех времён, когда не все архиереи были монашествующими. У греков иногда эти лики смешивают.

Ответить