> > > Профессор Голубинский считал, что храм Илии Пророка не сохранился и находился он на Крещатицком ручье, а не у берега Почайны.
А причем тут "Крещатицкий ручей"? Жаль, что Нестор не читал Голубинского.
[Цитата]:
Византийские послы, прибывшие в 945 г. ко двору князя Игоря, сказали ему: "Твои ели водили суть царе наши роте, и нас послаша роте водит тебе и мужь твоих". "Обещася Игорь сице створити. Заутра призва Игорь слы, и приде на холм, кде стояше Перун, [и] покладоша оружье свое, и щиты и золото, и ходи Игорь роте и люди его, елико поганых руси; а хрестеяную русь водиша роте церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конець Пасынъче беседы и Козаре: се бо бе сборная церки, мнози бо беша варязи хрестеяни".
Все четко и предельно внятно: в присутствии послов Византии Игорь "пришел на холм, где стоял Перун. И сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его, - сколько было язычников среди русских". Одновременно с тем, подчеркивает летописец, вводивший в летопись тексты договоров с греками (...) и дававший им соответствующие комментарии, "христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Козарского урочища: это была соборная церковь, так как было много христиан среди варягов" .
[Источник цитаты]: В поисках истины : ученый и его школа. - Москва : Прометей, 2012. Глава 7. Древнерусские летописи как исторический источник, с. 190.
> Просто на Подоле вряд ли стали бы тогда возводить единственную христианскую церковь. Это был нижний город ремесленников, не престижный район, выражаясь современным языком.
Не знаю, причем здесь простые ремесленники. На Подоле жили еще купцы и судоходы, которые были под защитой воинов-христанан, когда в "престижном районе" стоял Перун и жили язычники. Ладно, проехали. На сегодняшний день историки считают, что: а) "Ручай" (гидроним) - это и есть древнее название Почайны, б) в устье Почайны размещалась обширная гавань древнего Киева, на пути «из варяг в греки»; в) современная Ильинская церковь – «наследница» церкви, упоминаемой в летописи. Как говорится "свято место пусто не бывает".
>> Существующий сейчас киевский храм Илии Пророка - это действительно каменная постройка 1692 года. А вот построен ли он на месте старой деревянной церкви, как везде написано, не факт.
Не знаю, о том, когда, на старом месте стали возводить каменную ("мурованную") - это уже совсем другая история.
|