1. У греков в заголовке: "Αγία Θεοδώρα της Βάστα Πελοποννήσου" ("Святая Феодора Васийская, Пелопонесская"). То же и на второй и третьей иконах, размещённых в той же статье: http://www.saint.gr/filesnew/02/0996/photos/AgiaTheodoraVasta01.jpg и http://www.saint.gr/filesnew/02/0996/photos/AgiaTheodoraVasta02.jpg (при этом на второй святая изображена не в преподобническом одеянии, а на третьей - в преподобническом).
2. У Макария Симонопетрского:
> Память святой Феодоры из Васты на Пелопоннесе
Статьи нет, есть только большая сноска:
> Память этой местночтимой святой отсутствует в агиографических сборниках, но мы помещаем ее здесь, поскольку церковь Святой Феодоры привлекает множество паломников. Согласно преданию, св. Феодора жила в X в. и происходила из бедной семьи в Мелпии, в области Аркадия (Пелопоннес). По одной из версий, она переоделась в мужскую одежду и ушла в местный мужской монастырь (подобно прп. Феодоре Александрийской, поминаемой в этот день). По другой версии, она пошла служить в армию под именем Феодор, чтобы содержать свою семью. По обвинению в блуде с некой местной девушкой ее приговорили к смерти. Феодора не попыталась оправдаться. Ее привели на место казни, и в последней молитве она просила Господа, чтобы ее волосы стали деревьями, а ее кровь – водой. Когда Феодоре отрубили голову, на месте казни забил источник. Впоследствии там была построена церковь, и на ее крыше выросли семнадцать деревьев без корней. Каждый год в церковь Святой Феодоры приходят тысячи паломников, и многие из них получают исцеление от воды из источника. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
- Память святой Феодоры из Васты на Пелопоннесе // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 171:
> Надо полагать, названа так за свое целомудрие.
Святые, прославившиеся целомудрием, обычно именуются в житиях "девами", а не преподобными. Преподобные - это или монахи (в постриге), или отшельники-затворники - аскеты, или девицы, ещё до появления как такового монашества объединявшиеся в общины (I-II вв.). Именование Феодоры "преподобномученицей" явно связано с первой (по сноске у Макария) версии жития - более привычной для православной агиографии I тысячелетия и, возможно, появившейся здесь под влиянием жития тезоименитой лександрийской святой. Однако вторая (согласно тому же Макарию) версия жития, в статье "Древа" изложенная более подробно, хотя и менее типична для житий, но представляется более стройной и правдоподобной. Например, воинский "карьерный рост" святой; поступок бесноватой девицы, сблудившей с первым попавшимся солдатом (при "монастырском" варианте пришлось бы, вероятно, допустить её блуд с первым попавшимся иноком?); мотивация отказа святой от оправдания, чтобы избежать кары за обман военного начальства.
> Меня больше смущает именование мученицей, поскольку казнена она была не за веру. Впрочем это далеко не единственный такой случай.
Это так и есть. У греков и на Западе (имеется в виду Европа задолго до разделения церквей) мучениками очень часто называли святых, умерших просто не своей смертью - погибших, скажем, от рук разбойников. В России для них есть подходящий лик - страстотерпцев, но присваивать его самочинно как-то боязно. Будь моя воля, я бы писал просто "святая". А в тексте бы рассказал о вариантах.
|