Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "12 СЕНТЯБРЯ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Илич Нине (и МОДЕРАТОРУ)
14.12.2020 11:11:00

1) Во-первых, курсивные памяти (которых нет в календаре РПЦ, но есть в НКС, Минее и в др. местах) - курсивные до тех пор, пока мы не узнаём, откуда они взяты. Поскольку известно, что это память греческая, а также РПЦЗ, то никакого курсива не нужно, ссылки на НКС и проч. тоже уже не нужны, и обозначения "Греч., РПЦЗ." никуда убирать не нужно. Это не ошибка - всё сделано правильно.

2) А вот разбивать одну память двух Афанасиев (а она во всех календарях, где есть оба Афанасия, именно парная, - напр., в Троицком календаре) - это Вы сделали совершенно напрасно. Тем более, что образовалась ещё одна курьёзная коллизия: поскольку Младший умер раньше Старшего, то при отдельных памятях он находится на строчку выше учителя, и не сразу понимаешь, в чём дело. Коль уж такая хота "наводить порядок", то можно найти другой путь. А именно:

На самом деле это де РПЦЗ-шная, а самая что ни на есть старая русская память, и по большому счёту прежде, чем спешно писать "РПЦЗ", нужно было бы указать, что первичной была МЕСТНАЯ русская память. Другими словами: эта русская память НЕ НУЖДАЕТСЯ в легитимизации при помощи ярлыка "РПЦЗ". И я бы этот пункт в статье 12 сентября вообще не трогал, а оставил как было:

3) Что касается вот этого пакета святых:

> Сщмч. Евфимия (Агрителлиса), еп. Зельского (1921; Греч. [8]) (? вторая память греч. этого святого - на выбор)
> Сщмч. Амвросия (Плиантидиса), митр. Мосхонисийского, мученика нации (греч. Εθνομάρτυρας) (1922; Греч. [9])
> Сщмч. Хризостома (Калафатиса), митр. Смирнского (1922; Греч. [10])
> Сщмч. Григория (Оролога́са), митр. Кидонийского (1922; Греч. [11]
> Сщмч. Прокопия (Лазаридиса), митр. Иконийского (1923; Греч. [12])

Бывают случаи, когда всё кажется просто, но на самом деле за этой мнимой простотой скрыта некая интрига. Я стукнулся лбом об этот случай некоторое время назад. Тогда меня, как и Вас давеча, ввело в заблуждение наличие пяти отдельных памятей в "Большом синаксаре", попавших туда по недоразумению. В календаре на сайте Элладской Церкви 12 сентября ничего подобного нет: http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=9&id=12 На "частном" сайте под 12 сентября - ничего подобного нет: http://www.saint.gr/09/12/index.aspx. Само по себе это, в общем, мало что значит. Однако на том же "частном" сайте есть разгадка - переходящая соборная память в Неделю перед Воздвижением:

  • "Άγιος Χρυσόστομος Σμύρνης και οι συν αυτώ Άγιοι Αρχιερείς Γρηγόριος Κυδωνιών, Αμβρόσιος Μοσχονησίων, Προκόπιος Ικονίου, Ευθύμιος Ζήλων καθώς και οι κληρικοί και λαϊκοί που σφαγιάσθηκαν κατά την Μικρασιατική Καταστροφή" ("Мчч., пострадавших в Малоазийской катастрофе: сщмчч. Хризостома (Калафатиса), митр. Смирнского, Амвросия (Плиантидиса), митр. Мосхонисийского, Прокопия (Лазаридиса), митр. Иконийского, Григория (Орологаса), митр. Кидониэйского, Евфимия (Агрителлиса), еп. Зилонского, и многих клириков и мирян, в резне 1921-1922 гг. пострадавших")
    • Ειδικός υπολογισμός. Εορτάζει την Κυριακή μεταξύ 7 και 13 Σεπτεμβρίου εκάστου έτους (Специальный расчет. Отмечается в воскресенье с 7 по 13 сентября каждого года)
    • http://www.saint.gr/2408/saint.aspx

В календаре на сайте Фессалоникской митрополии под 12 сентября читаем:

  • Οἱ Ἅγιοι Ἐθνοϊερομάρτυρες Χρυσόστομος, Μητροπολίτης Σμύρνης, Ἀμβρόσιος, Μητροπολίτης Μοσχονησίων, Γρηγόριος, Μητροπολίτης Κυδωνιῶν, Προκόπιος Μητροπολίτης Ἰκονίου, Εὐθύμιος Μητροπολίτης Ζήλων, καὶ οἱ σὺν αὐτοῖς ἀναιρεθέντες κατὰ τὴν Μικρασιατικὴν καταστροφὴν (+ 1922)
  • - но тут же даётся ССЫЛКА на решение Синода Константинопольского патриархата 1993 года об установлении ПЕРЕХОДЯЩЕГО праздника:
  • > [Συμφώνως μὲ τὴν ὑπ᾿ ἀριθμ. 2556/5-7-1993 ἐγκύκλιο τῆς Ἱερᾶς Συνόδου, ἡ ἑορτὴ αὐτῶν τῶν Ἁγίων θὰ τιμᾶται κάθε ἔτος τὴν Κυριακὴ πρὸ τῆς Ὑψώσεως τοῦ Τιμίου καὶ Ζωοποιοῦ Σταυροῦ].

Ещё подтверждение: http://www.imconstantias.org.cy/ethnomartys-chrysostomos-smy...ou/

Кроме того, что эта переходящая память "(Греч.)", она ещё и "(РПЦЗ)":

  • "Новомучениковъ Малоазіатскія катастрофы: Священномучч. Хризостома, митр. Смирнскаго, Амвросия (Плиантидиса), митр. Мосхонисскаго, Прокопия, митр. Иконійскаго, Григория, митр. Кидонийскаго и Евѳимия, еп. Зилонскаго (1921-1922)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 110^

(В Троицком календаре переходящие памяти специальными оеиарками не выделяются, но сама память помещена 9 сентября - в 2019 году как раз Неделя перед Воздвижением.)

ИТАК, по Вашим последним правкам в статье "12 сентября":

1) В памятях Македония и иже с ним, Даниила Фасийского, Андроника Атройского - оставить.

2) Память двух Афанасием - вернуь как было.

3) 5 греческих памятей - удалить.

Ну, а переходящая память Новомучеников Малоазийской катастрофы у нас уже есть (и в статье "Переходязие праздники" тоже).

P. S. Только сейчас, когда я потратил хороших полтора часа на всё вышенаписанное, увидел на странице версий статьи, что Вы, оказывается, ЧИТАЛИ посты в форуме по поводу этой памяти! Так если Вы это читали, тогда ЗАЧЕМ??? Вы внесли эти памяти в календарную статью? У меня просто слов нет.

Ответить