> Вопрос интересный, например что это за местность "Вифиния Антиохийская"
В развернутой ст. Никифорова о свщмч. Лукиане нет ни слова о Василиске, но есть упоминание о "Вифинии":
"После смерти Л[укиана]. его тело было выброшено в море, откуда оно, как пишет Филосторгий, было вынесено дельфином на берег и похоронено в г. Дрепан (в Вифинии). Впосл. царица св. равноап. Елена, мать имп. св. равноап. Константина Великого, воздвигла над гробом Л. храм; сам же город, отстроенный имп. Константином в 330 г., получил в честь его матери название Еленополь ([Philost.-Hist.eccl]. II12; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 676)".
Никифоров М. В., Лукиан, сщмч., пресв. Антиохийский // Православная энциклопедия, Т. 41, С. 621-624
У о. Макария Симонопетрского в ст. о свщмч. Лукиане (за 15 окт), о мч. Василиске, так же - ни слова (Т. 1, С. 672-675):
"Император отдал приказ бросить тело священника в море, но дельфин подобрал его и вынес на спине на берег возле Дрепанона в Вифинии, места рождения св. Елены [21 м.]. Так верующие смогли достойно похоронить св. Лукиана и приобщиться к благодати, источаемой его святыми мощами. \ Впоследствии св. Константин Великий основал неподалеку от величественного храма в честь св. Лукиана новый город Еленополь".
> или о каких Команах идёт речь (армянских или понтийских)
Зато, в Т. 4, С. 37-42 за 4 марта у о. Макария читаем:
"Правитель Агриппа повелел доставить святого в Команы Каппадокийские. Вместо того чтобы принести жертву Аполлону, Василиск горячей молитвой разрушил его статую и зажег капище. Убедившись в том, что мученик тверд и неколебим, магистрат вынес ему смертный приговор...".
"Команы Каппадокийские", Карл! Но, это "Команы Армянские". Не думаю, что о. Макарий Симонопетрский не знает географию. Просто он фиксирует то, что "написано пером".
В Т. 5 на С. 303-305 о. Макарий уже приводит пересказ "Страстей" мученика согласно Halkin F. Saincs de Byzancc ec du Proche-Orient. Geneve, 1986:
В это время прибывший в Амасию новый правитель Агриппа, человек грозный и жестокий, созвал знатных людей города на пиршество. Он был уже наслышан о св. Василиске и приказал перевести его в Команы (в Понте) вместе с другими схваченными христианами и там судить."
> Мне кажется, что явившийся мученик имел гораздо меньше оснований называть святителя "братом", нежели явившийся священномученик-епископ!
Перечитал здесь, http://www.heiligenlexikon.de/ActaSanctorum/3.Maerz.html В общем, дело темное. Если и был когда епископ Василиск, пострадавший в Никомедии вместе со свщмч. Лукианом (возможно в Команах была именно его гробница), то начиная с Метафраста об этом ни слова. Поскольку свщмч. Лукиан почитался так же и у ариан, то возможно, где-нибудь с Юстиниановых времен, жития и славословия о этих мучениках прошли некоторую цензуру. О следах подобных зачисток и переделок о разных святых иногда пишут болландисты. Может быть поэтому, в разных местах указаны "разные" Команы.
> Похоже, греки никак не связывают кон[ч]ину Василиска с Команами?
В русском переводе у о. Макария:
"Василиска вывели из города, в место под названием Диоскор, и обезглавили / Один христианин выкупил его тело у палачей, привез в Команы и достойно похоронил, а на месте погребения построил церковь." В ЖСв.: "Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория ..."
С той местностью еще интереснее:
Около же этого времени [перв. пол. II в.] изменились границы некоторых провинций Малой Азии, именно: Галатии, Каппадокии и Сирии. Изменения эти заключались в том, что принадлежавшие Галатии – Малая Армения, Понт Каппадокийский, Понт Полемонов и Понт Галатский – были присоединены к провинции Каппадокии, при чем самая провинция была значительно увеличена к северу до Диоскории и реки Фазиса".
Отсюда, http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyanov/mitropolity-v-per...a/1
И так, "Диоскурий" - это, ни что иное, как древняя крепость в Абхазии (как предполагают, в окрестностях Сухуми). Похоже, что следы ведут в третии Команы?
|