Спасибо, Олексіє, за ссылку! Сколько же людей множество вещей делает независиво друг от друга, в разное время, не имея возможности объединить свои усилия...
Совершенно понятно, что Златоуста положили в гроб именно к тому Василиску, который ему и явился. Тогда к Евтропию и Клеонику он или приклеен искусственно, или это таки другой человек.(Если я вообще имею право на догадки, то я склоняюсь ко второму варианту.)
В современном греческом житии всех троих под 3 марта http://www.saint.gr/1728/saint.aspx говорится: "Στις 3 Μαρτίου του 308 μ.Χ., ο Ευτρόπιος και ο Κλεόνικος κοσμήθηκαν με τους στέφανους της αγιότητας και του μαρτυρίου διά του σταυρικού τους θανάτου. Ο Βασιλίσκος παρέμεινε έγκλειστος στη φυλακή, όπου και πέθανε μετά από μερικά χρόνια, κερδίζοντας την αιώνια ζωή" ("3 марта 308 г. н.э. Евтропий и Клеоник были увенчаны венками святости и мученичества за их смерть через распятие. Василиск же оставался в заточении в тюрьме, где он умер через несколько лет, получив вечную жизнь"). Похоже, греки никак не связывают конину Василиска с Команами? Но - только "похоже", потому что тут же, без абзаца, говорится о том, что память Василиска ТАКЖЕ и 22 мая. Впрочем, эта стандартная оговорка присутствует во многих местах греческих синаксарей, а на поверку там на самом деле далеко не всегда действительно оказываются одни и те же святые...
P. S. Ещё одна мысль. Василиск явился болящему Златоусту и сказал: "Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". Говорят, что он предупредил и находившегося с ним пресвитера: "Приготовь место брату Иоанну, ибо он грядет". Мне кажется, что явившийся мученик имел гораздо меньше оснований называть святителя "братом", нежели явившийся священномученик-епископ! Конечно, требовать от жития безукоризненной дословности нельзя, и такая формула появилась уже после неправильного наделения Василиска епископским саном... И всё же!
|