Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АФАНАСИЙ (ПАТЕЛЛАРИЙ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 18 января и 2 мая
18.01.2019 00:15:32 в ответ на "Re: Александру Иванову" (Александр Иванов)

>>> Дело в том, что свт. Афанасий имеет общецерковную память 2 мая [1]. Но на греческом скане не отражена эта память, что наводит на мысль о возможной ошибке.
> Вы правы, со зрением у меня действительно беда и боль, не углядел вторую дату. Поскольку это был мой единственный аргумент, память возвращаю.

Дело в том,что у Вас в первых 2-х цитир. предложениях целых два "неточных" утверждения:

Во-первых (как было замечено ранее), на греческом скане, дословно: "Αθανάσιος Γ' ΚΠόλεως (+1654). 18 Ιαν. & 2 Μαΐου".

Во-вторых, если, опять же, дословно процитировать митр. Макария (Тиллиридиса), то выходит, что 2 мая - это память, которая отмеч. въ Россіи, а 21 августа - у греков ("на Афоне и на Крите") : "Πολλά θαύματα γίνονται την μέρα που γιορτάζεται η μνήμη του στη Ρωσία στις 2 Μαΐου. Στο Άγιο Όρος και την Κρήτη εορτάζεται στις 21 Αυγούστου".

(См. Σεβασμιώτατου Μητροπολίτου Κένυας κ. Μακαρίου, "Άγιος Αθανάσιος ο Πατελλάρος, ο Καθήμενος" // Περιοδικό Ορθόδοξη Μαρτυρία, эл. версия Διακόνημα, 1- 3 Μαΐου 2010: http://www.diakonima.gr/2010/05/03/άγιος-ἀθανάσιος-ο-πατελλά...ήμ/ ). Только греч. память (21 августа) отмеч. в статье посвящ. Ватопедским свв. - "Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου: γνωστοί Άγιοι και κύριες εορτές της Μονής": http://www.diakonima.gr/2010/11/18/ιερά-μεγίστη-μονή-βατοπα...στ/

18 января и 2 мая - это день памяти Афанасия Великого. Косвенно, можно судить, что эти дни тезоименитства Афанасия Пателлария были в книге Моисея Святогорца “Ватопедский синаксарь”. Издательство святого великого монастыря Ватопед. Святая Гора, 2007 год (Πηγή: Μοναχού Μωϋσέως Αγιορείτου, Βατοπαιδινό Συναξάρι Έκδοσις Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007).

У греков 18 января остался как день памяти еще двух др. Афанасиев - А. Сяндемского и А. Наволоцкого.

(см., например, здесь: http://www.apostoliki-diakonia.gr/gr_main/eortologio/eortolo...#10 ).

В персональных статьях на Древе дни памяти этим двум русским свв. стоят и 18 янв. и 2 мая. Рискну предположить, что после того как греки получили "свою" память, они избавились от "чужой". Думаю и от 2 мая они потихоньку избавятся.

Хвосты памяти Афанасия Пателлария 18 января, со ссылкой на Моисея Святогорца, еще видны у греков на Διακόνημα за 2011 и 2014 годы: См. статью Άγιος Αθανάσιος ο Γ΄, Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (+1654) :

О том же (со ссылкой на http://vatopaidi.wordpress.com , цитата: "Αγιορείτης Άγιος Μνήμη 18 Ιανουαρίου" как хвостовой пробел за 2012 год) см. здесь : http://agioritikesmnimes.blogspot.com/2012/01/591-1654.html

> 1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Еще раз: и 18 января и 2 мая - это день памяти одноименного святителя. Вот, только когда в эти дни стали отмечать память и др. Афанасиев, это еще вопрос. В 1887 году вышла Книга глаголемая "Описание о российских святых .." графа М. В. Толстого, и там, на стр. 29 читаем: " 96. Святый Афанасий патриарх Цареградский, преставися в области Киевской, во граде Лубнах, идучи с Москвы, тамо и положен бысть < .. > Погребен был в Лубенском Мгарском монастыре. Не канонизирован ... “

(см., например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj/kniga-glagolemaja-o..._61 ).



[1]  http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2862/sxsaintinfo.aspx

Ответить