Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2254
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Модератору: боюсь, Вы не поняли.
18.09.2018 17:44:19 в ответ на "Модератору: боюсь, Вы не поняли." (д. Александр Васильев)

> ... речь об одной и той же службе, другой нет! Просто о. Максим точно указывает дату её создания и автора, а раньше в статье автора не было и датировка была приблизительной.

Авторство службы, действительно, как предполагают, принадлежит Кариону (Истомину). А вот о дате ее написания нет точных сведений. Как пишет Людмила Алехина (зав. сектором рукописных и старопечатных книг в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, кандидат филологических наук):

"Можно предположить, что заказ на создание Жития Карион Истомин получил в связи с тем, что в 1697 г. брат царицы Наталья Кирилловны Нарышкиной Л. К. Нарышкин пожертвовал значительную сумму на возобновление соборного иконостаса, а М. Т. Нарышкина выделила средства на строительство церкви во имя прп. Афанасия Афонского над гробом второго игумена Высоцкого монастыря..."

"Не позднее 1707 г. Карион (Истомин) составил также службу прп. Афанасию Высоцкому Младшему [1]. Память основателей монастыря, вероятно, праздновалась местно, поскольку их имена не вошли в печатные святцы."

См. здесь, http://www.sedmitza.ru/text/2471845.html

Не знаю, из каких соображений о. Максим "точно указывает дату". Степан Шамин (с.н.с. ИРИ РАН) отмечает только то, что :

В 1696 г. К[арион] ездил в Киев «ради духовных дел и с книгами от Патриарха», он отвез изданный в Москве Катехизис и посетил Киево-Печерский мон-рь. В сент. 1698 г. К[арион] получил деньги не только за «книжное правление» (100 р.), но и за «писменой его к Святейшему Патриарху труд» (60 р.). 4 марта 1698 г. К[арион] стал руководителем («смотрителем») Печатного двора.

"15 нояб. 1701 г. он ушел с Печатного двора, но продолжил лит. деятельность. Среди произведений этого периода можно отметить службу св. Донату (написана по заказу боярина Н. И. Иакинфова в 1704), службу и молитву свт. Ипатию, еп. Гангрскому (написана в марте 1707), службу св. кн. Даниилу Московскому (написана по заказу игум. Даниловского мон-ря Макария и старца Кариона (Борина), бывш. царского дьяка, в 1711)."

См. здесь, http://www.pravenc.ru/text/1681053.html



[1]  Список Службы из собрания СГИХМ (кп. 1691, л. 5-22) сделан в начале XIX в. (не позднее 1812 г.) со списка 1707 г. На верхнем форзаце имеется запись: «Из числа книг сия служба, и житие, и чудеса преподобнаго Афанасия Высоцкаго, что во граде Серпухове, Софрониевой пустыни послушника Иоанна Костякова ..

Ответить