В подраздел "Оценки", может, сочтете нужным поставить и
Протоиерей Георгий Флоровский. "Западные влияния в русском богословии". § II.
“Православное Исповедание” – это основной и самый выразительный памятник могилянской эпохи. Трудно точно сказать, кто был автором или составителем этого “Катихизиса”: обычно называют самого Могилу, хотя, возможно, это коллективный труд нескольких его сподвижников.
“Исповедание” изначально составлено по-латыни, и в этом первом варианте чувствуется гораздо большее римское влияние, чем в окончательной версии, прошедшей критический пересмотр на соборах в Киеве (1640) и в Яссах (1642). *Впрочем, для нас важны не столько отдельные уклонения в католицизм – их можно объяснить случайностью – сколько тот факт, что вся “Confessio Orthodoxa” построена на католических материалах.
Связь ее с римо-католическими писаниями глубже и непосредственней, чем с духовной жизнью Православия и Преданием Восточных Отцов. Отдельные римские догматы – например, учение о папском примате – отвергаются, но общий стиль остается римским.* ”.
|