Обсуждение статьи "АНФИМ ИВЕРСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1249
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)
21.07.2018 10:31:23 в ответ на "Вряд ли" (Олексій Тре)

> > Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство.

Еще раз обращаю внимание на вольную трактовку. У Медведева сказано: "Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. ".

Тоже каламбур, но его хотя-бы можно разложить по полочкам:

а) Грузинские исследователи склоняются к тому, "что похищение Антима совпадало с царствованием Вахтанга V (Шахнаваза), когда в Восточной Грузии было сравнительно мирно" (цитата отсюда: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...a/).

В 1661 году картлийский царь Вахтанг V, отец Арчила, выступил в поход в Имеретию, занял Кутаиси и захватил в плен имеретинского царя Баграта V Слепого и посадил на царский трон в Кутаиси своего 14-летнего сына Арчила. В 1663 году по требованию Порты законный царь Имеретии Баграт V был освобожден из плена и возвращен на трон. Тогда смещенный с имеретинского престола Арчил получил от отца Вахтанга Кахетию.

б) Грузинская типография в Подмосковье была основана в 1703 году.

И так. В источнике (М.Ю. Медведев, «Геральдический шедевр: герб Анфима I, митрополита Валашского») в одном предложении высказываются два размытые по времени предположения:

1) "Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича" - это 1661 - 1679 гг. и

2) "Вероятно, [..] ему довелось [..] участвовать в создании грузинской типографии в Москве" - это 1703-1705 гг.

"элементы грузинского влияния в памятниках зодчества Валахии начала XVIII века, связанные с именем Антима, являются доказательством того, что Антим все знания и опыт зодчего, в основном, приобрел еще в Грузии, поэтому он не мог быть похищен в юном возрасте. Вернее всего, он вынужден был покинуть родину уже полностью сформировавшимся мастером, воспитанным на традициях грузинского искусства" (цитата отсюда: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...a/).

Исследователи отмечают сходство в орнаментации книг, издававшихся Антимом в Валахии и в типографии Вахтанга VI в Грузии. "Лучший ученик Антима Михай Иштванович технически устроил в Тбилиси первую типографию и в 1709 году напечатал первые книги". Орнаментальные мотивы грузинской книги, изданной в типографии Вахтанга VI, были использованы царем Арчилом в его "Псалтыри", отпечатанной в Москве в 1705 году, и понятно, что взяты из грузинского источника.

Т.е., все как-бы укладывается в одно предположение - между 1661 - 1679 гг в Антим "мог состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича", а в 1703 - 1704 годах мог "участвовать в создании грузинской типографии в Москве".

Но, прямых указаний на это в источниках нет.

А фраза "Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство" выглядит как-то нелепо. У Медведева нет ничего даже о том, что "одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России".

О типографиях: "Один из его учеников, Михай Штефан (или Иштванович), участвовал в организации первой типографии в Тбилиси (1709). Аналогичная типография была открыта в 1706 в г. Алеппо (Сирия)". (Источник: Книговедение: энциклопедический словарь/ Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1982, http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s00/e0000718/index.shtml)

Ответить