АНФИМ ИВЕРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Анфим Иверский, митрополит Унгро-Валахийский. Икона
Сщмч. Анфим Иверский, митрополит Унгро-Валахийский. Икона
Анфим Иверский (или Ивериянин, Грузин) (1650-1660 - 1716), митрополит Унгро-Валашский, священномученик

Память 14 сентября, 13 июня (Груз. [1])

В крещении Андрей, родился между 1650 и 1660 годами в месхетинской земле, в княжестве Самцхе-Саатабаго (Южная Грузия), в то время принадлежавшем Османской империи. Был воспитан в любви к Церкви, на традициях грузинских книг и грузинского искусства.

Предполагают, что в молодости ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича.

Однажды, на пути домой, его пленили дагестанские или черкесские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии он использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Овладел в совершенстве греческим, турецким и арабским языками, стал переводчиком и мастером типографского дела. Предположительно в это же время был пострижен в монашество с именем Анфим и рукоположен в сан иеромонаха. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году отправился в Валахию по приглашению господаря Константина Брынковяну.

По прибытии в Валахию возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах. Анфим Иверский сумел превратить Валахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток. Вдохновителем, организатором и осуществителем всего этого был грузинский мастер, который всюду и всегда особо подчеркивал свое происхождение "от грузинского корня". Не забывая свою родину, где в 1709 году лучший ученик Анфима Михай Иштванович основал первую грузинскую типографию в Тбилиси и напечатал первые книги, Анфим также проникся любовью к своему новому дому, где сыграл важную роль во введении румынского языка в церковную службу. Так, в 1693 году он издал Евангелие на румынском.

В 1694 году назначен настоятелем Снаговского монастыря. Здесь он основал новую типографию.

В 1705 году Анфима, "избранного из избранных настоятелей Влахии", рукоположили во епископа Рымникского, а в 1708 году возвели в сан митрополита Унгро-Валашского. В связи с этим фактом настоятель одного из монастырей пишет:

На Влахскую землю пришел большой человек, свет принес божественный Анфим, Венгро-Влахский иерарх, сын мудрого Иверского рода. Господь Бог наградил его неиссякаемым источником мудрости, дабы он мог совершать добрые подвиги и с помощью своей типографии принес пользу народу этой страны.

Под непосредственным руководством святого Анфима в Валахии построили более двадцати церквей и монастырей. Особо надо отметить построенный в центре Бухареста монастырь всех святых, который ныне в честь святителя часто называется "Анфимовым". Главные входные дубовые врата храма и резной грузинский орнамент на камне исполнил сам Анфим Иверский. Митрополит составил также устав для монастыря. Анфим придавал решающее значение вопросу независимости монастыря. Именно поэтому монастырь всех святых он объявил независимым от Греческой Церкви.

Сщмч. Анфим Иверский. Фреска (Румыния)
Сщмч. Анфим Иверский. Фреска (Румыния)
Со дня утверждения митрополитом святой Анфим неустанно боролся за освобождение Валашского народа от ига чужеземных захватчиков. В первый же день, представ перед паствой, Анфим в своей речи отметил:

Вы сумели свято и незапятнанно сохранить Православие, несмотря на то, что окружены и туго связаны насилием других народов и переносите несметные лишения и беды, которые всегда приносят те, кто самовольно господствуют на этой земле: Хотя я был недостоин и младше других, как Давид был младшим среди своих братьев, Господь Бог, невзирая на мою бедность и инородство, поставил вашим пастырем. С вами буду я делить грядущие горести и беды, выпавшие на нашу долю!

Его слова оказались пророческими. В 1714 году турки казнили господаря Константина Брынковяну, а в 1716 году - последнего господаря Валахии - Стефана Кантакузина, и на трон посадили фанариота Николая Маврокордата, покорного слугу завоевателей.

В эти тяжелые времена Анфим Иверский сплотил вокруг себя группу валашских бояр-патриотов, целью которых было освобождение родины от господства турок и фанариотов. Заподозрив неладное, Николай Маврокордат приказал Анфиму добровольно отказаться от сана митрополита. Когда Анфим не подчинился, Маврокордат обратился с жалобой к Константинопольскому патриарху Иеремии III. Собор епископов, на котором не присутствовал никто из румынского духовенства, утвердил "заговорщика и революционного подстрекателя восстания" предать анафеме, отлучить от церкви и объявить недостойным монашеского сана.

Но Николай Маврокордат не удовлетворился лишением Анфима сана Унгро-Валашского митрополита, надо было изгнать его из Валахии, и он достиг своей цели: Анфим был изгнан на Синай, в монастырь святой Екатерины. Митрополита Анфима, преданного румынскому народу и любящего этот народ, глубокой ночью вывезли из города, так как боялись недовольства населения, но Анфим Иверский не достиг Синайской Горы.

Прп. Анфим Иверский. Грузинская икона
Прп. Анфим Иверский. Грузинская икона
14 сентября 1716 года, невдалеке от Галлиполи, на берегу реки Дульчия, протекающей по Адрианополю, турецкие воины зарубили святого Анфима Иверского и раскромсанные его святые останки сбросили в реку [2].

Святой Анфим Иверский был одним из самих просвещенных людей своего времени, владел многими иностранными языками - греческим, румынским, славянским, арабским, турецким, был сведущ в богословии, литературе и природоведении. Он был необыкновенно одаренным и блистательным знатоком во всех областях искусства. Был известен как блистательный писатель и признанный оратор, великолепный каллиграф, мастер по резьбе на дереве и талантливый скульптор. Он был также реформатором литературного румынского языка, который он активно внедрял в литургическую практику. С его помощью его ученики основали типографии в Алеппо (1706 г., Сирия), в Тбилиси (1709 г., Грузия), а возможно и в селе Всехсвятском (1703 г., ныне в черте Москвы, Россия). Благодаря его деятельности Валахия превратилась в важный культурный центр, снабжавший книгами разные страны.

В 1992 году Румынская Церковь причислила Анфима Иверского к лику святых и днем его памяти установила 27 сентября н. ст., день его мученической кончины. Грузинская Церковь поминает Анфима Иверского 13 июня.

7 марта 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви имя преподобного Анфима в числе прочих румынских святых было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви [3]. При этом при трактовке новостильной даты румынского месяцеслова днём памяти в решении Синода ошибочно указано "27 сентября/10 октября".

Литература

  • M. Gaster, Chrestomathie roumaine (1881); "Gesch. d. rumänischen Litteratur," in Grober, Grundriss d. rom. Philologie, vol. ii. (1899)
  • E. Picot, Notice sur Anthim d'Ivir (Paris, 1886).

По-грузински

  • "Антимоз Ивериели", Сакартвело Энциклопедия, том I, Тбилиси, 1997, с. 158.
  • Отар Гвинчидзе, Антимоз Ивириели, Тбилиси, 1973.

Использованные материалы



[1]  Мачитадзе Захария, прот., "წმიდა ანთიმოზ ივერიელი (+1716) 13 (26) ივნისი", Жития грузинских святых, Тбилиси, 2004 (электронная версия на сайте orthodoxy.ge, http://www.orthodoxy.ge/tveni/ivnisi/13-antimoz.htm ); Machitadze, Zakaria, archpriest, "Saint Antimos of Iberia, Metropolitan of Wallachia (†1716)", Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006 (электронная версия на сайте Православие.Ru, 26 июня 2007, http://www.pravoslavie.ru/7283.html ).

[2]  По другим данным этой рекой была либо Марица либо Тунджа на территории современной Болгарии.

[3]  Журналы заседания Священного Синода от 7 марта 2018 года, http://www.pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-svyashhennogo-sin...da/.

Редакция текста от: 24.07.2018 17:43:10

"АНФИМ ИВЕРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google