Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АНФИМ ИВЕРСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Вряд ли
19.07.2018 15:49:30

> Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство.

Во-первых, первая грузинская типография была основана в Тбилиси в 1709 году по повелению царя Вахтанга VI учеником Антимоза. Царь Арчил к тому времени уже лет 10 как окончательно обосновался в Москве, где (в подмосковном селе Всесвятском) его стараниями в 1705 году была отпечатана "Псалтырь" на грузинском яз. Эта типография была осн. ок. 1703 года и просуществовала недолго (позднее ее восстановили в 1737).

Т.е., если и Антимоз и оказывал помощь (источник не указан) в создании "грузинской типографии в Москве", то это было в 1703-1705 годах. А в эти годы он был уже далеко не юноша.

Во-вторых, Арчил отправил к царю Федору Мих. посольство в 1680 году, которое прибыло в Москву только в 1681 году. Тогда посольство еще только просило дозволения переселиться царевичу Арчилу с семейством в Москву. Но, Ф.М. умер в 1682. Повторная просьба была удовлетворена царями Иоанном и Петром. Арчил прибыл в Астрахань в 1683.

Т.е., вряд ли груз. юноша Андриа в свои 16 лет (1650 + 16 = 1666) был в обозе именно этого посольства. Известно, лишь то что "в одном из отрезков своего жизненного пути он был связан с местами, расположенными «по ту сторону Азовского моря»" . И еще известно, "что в первой половине XVII века Москву посетили три грузинских посольства; в ответ два российских посольства посетили Грузию. При таком стечении обстоятельств, возможно, среди грузин, выехавших в Москву, мог быть и Антим Ивериец". (цитаты отсюда: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...ta/)

И еще. В 1693 году Арчил с малочисленной свитой после мытарств по Кавказу пытался добраться российской границы, но на него нападают черкесы. В плену он находился с сентября по ноябрь 1693. Вряд ли это эпизод из жизни Арчила как-то был связан с Антимозом Ивериели.

На заметку: Семёнова Л. Е. Антим Ивиряну // Православная энциклопедия, Т. 2, С. 488-489: http://www.pravenc.ru/text/115728.html

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)
21.07.2018 10:31:23 в ответ на "Вряд ли" (Олексій Тре)

> > Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство.

Еще раз обращаю внимание на вольную трактовку. У Медведева сказано: "Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. ".

Тоже каламбур, но его хотя-бы можно разложить по полочкам:

а) Грузинские исследователи склоняются к тому, "что похищение Антима совпадало с царствованием Вахтанга V (Шахнаваза), когда в Восточной Грузии было сравнительно мирно" (цитата отсюда: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...ta/).

В 1661 году картлийский царь Вахтанг V, отец Арчила, выступил в поход в Имеретию, занял Кутаиси и захватил в плен имеретинского царя Баграта V Слепого и посадил на царский трон в Кутаиси своего 14-летнего сына Арчила. В 1663 году по требованию Порты законный царь Имеретии Баграт V был освобожден из плена и возвращен на трон. Тогда смещенный с имеретинского престола Арчил получил от отца Вахтанга Кахетию.

б) Грузинская типография в Подмосковье была основана в 1703 году.

И так. В источнике (М.Ю. Медведев, «Геральдический шедевр: герб Анфима I, митрополита Валашского») в одном предложении высказываются два размытые по времени предположения:

1) "Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича" - это 1661 - 1679 гг. и

2) "Вероятно, [..] ему довелось [..] участвовать в создании грузинской типографии в Москве" - это 1703-1705 гг.

"элементы грузинского влияния в памятниках зодчества Валахии начала XVIII века, связанные с именем Антима, являются доказательством того, что Антим все знания и опыт зодчего, в основном, приобрел еще в Грузии, поэтому он не мог быть похищен в юном возрасте. Вернее всего, он вынужден был покинуть родину уже полностью сформировавшимся мастером, воспитанным на традициях грузинского искусства" (цитата отсюда: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...ta/).

Исследователи отмечают сходство в орнаментации книг, издававшихся Антимом в Валахии и в типографии Вахтанга VI в Грузии. "Лучший ученик Антима Михай Иштванович технически устроил в Тбилиси первую типографию и в 1709 году напечатал первые книги". Орнаментальные мотивы грузинской книги, изданной в типографии Вахтанга VI, были использованы царем Арчилом в его "Псалтыри", отпечатанной в Москве в 1705 году, и понятно, что взяты из грузинского источника.

Т.е., все как-бы укладывается в одно предположение - между 1661 - 1679 гг в Антим "мог состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича", а в 1703 - 1704 годах мог "участвовать в создании грузинской типографии в Москве".

Но, прямых указаний на это в источниках нет.

А фраза "Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство" выглядит как-то нелепо. У Медведева нет ничего даже о том, что "одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России".

О типографиях: "Один из его учеников, Михай Штефан (или Иштванович), участвовал в организации первой типографии в Тбилиси (1709). Аналогичная типография была открыта в 1706 в г. Алеппо (Сирия)". (Источник: Книговедение: энциклопедический словарь/ Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1982, http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s00/e0000718/index.shtml)

Ответить
Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)
21.07.2018 16:26:21 в ответ на "Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)" (Олексій Тре)

> Еще раз обращаю внимание на вольную трактовку.

Спасибо за разбор и редакции.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)
21.07.2018 17:29:40 в ответ на "Re: Вряд ли (Илье Николаевичу)" (Харин, Илья Николаевич)

> > Еще раз обращаю внимание на вольную трактовку.
> Спасибо за разбор и редакции.

Обратите внимание, в статье из книги прот. Захария Мачитадзе (Жития Грузинских святых, Тбилиси, 2004 на груз.яз.: http://www.orthodoxy.ge/tveni/ivnisi/13-antimoz.htm и 2007 на анг.: http://www.pravoslavie.ru/7283.html) не указан год рождения святого.

Цитата:"Грузинский ученый Отар Гвинчидзе, автор докторской диссертации о Антиме Иверийце, скрупулезно изучал существующие материалы и пришел к выводу, что Антим Ивериец не мог с 16-летнего возраста формироваться как личность при дворе греческого Патриарха под надзором и в окружении духовных отцов Греческой церкви". Он "пишет, что элементы грузинского влияния в памятниках зодчества Валахии начала XVIII века, связанные с именем Антима, являются доказательством того, что Антим все знания и опыт зодчего, в основном, приобрел еще в Грузии, поэтому он не мог быть похищен в юном возрасте. Вернее всего, он вынужден был покинуть родину уже полностью сформировавшимся мастером, воспитанным на традициях грузинского искусства". (источник: http://tbilisi.media/cultures/51491-s-nevolnichego-ryinka-do...ta/)

Добавил источник на 1660 г.р. Заменил "в юности" на "в молодости".

Ответить