Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НИКОДИМ РЕОНДАШСКИЙ"

А.Волконский
пользователь
крещенный МП

Сообщений: 5
Дата регистрации: 17.10.2017
Re: реардамский vs 1789
20.10.2017 23:38:26 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (Олексій Тре)

Длбрый день, Олексий.

> С титулом "Реондажский" без вопросов - да, так писали. Например, "архиепископ Игнатий Реондажский (Реонтский и Прэстский)" (корень слова "Реон").
> А вот титул "Реандамский", думаю, что в офиц. бумагах никогда не использовался. Ни граф Безбородко, ни архиеп. Гавриил - "на пару" не могли допустить такую интересную очепятку. Думаю, что титул "Реандамский" отсутствует в оригинале. Это больше похоже на "корректорскую" или "типографскую" ошибку 60-70-х годов XIX века, которая в конечном счете на совести зав. архивом и библиотекой Святейшего Синода.

Скорее всего вы правы. Если даже вот и в наше время, такой издатель, как РНБ и то чудит - Ревель именуют Вильнюсом...:) (см.:Опись архивного фонда Грейгов в Отделе рукописей РНБ). Кстати, ни разу за 20 лет, как начал заниматься сбором материалов о епископе Никодиме, не встречал прописывание "Реонтский и Прэсткий".

> Например, чего только стоит сообщение кладбищенского священника Иоанна Гиляровского, который слышал со слов старожилов, что "будто-бы Архіепископъ былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ; былъ, поэтому, везенъ въ ссылку на военномъ корабле, дорогою захворалъ и, высаженный въ Ревеле", наводит на размышление.
> Это с учетом тона Синода от 13 дек. 1781 года, "О объясненіи находящемуся въ Кіево - Выдубецкомъ монастырѣ Преосвященному Никодиму Архіепископу Реондашскому (выходцу изъ Турціи), чтобы онъ доставленными ему выгодами и покоемъ былъ доволенъ", Не бывает дыма без огня. Похоже, что назначение епископа на флот действительно было ссылкой.

Здесь возможно не совсем так - народная молва могла к смерти и захоронению архиеп. Никодима в Ревеле приписать таинственное нахождение в темнице Ревеля святителя Арсения (Мациевича) - одно указание насчет :

"..................былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ............"

как будто взято прямо из его жизнеописания, и его не менее таинственное захоронение, и близость дат их смерти( 1788 и 1772) и сказались на появлении таковых мнений в отношении захоронения арх.Никодима.

Подготавливая 2 Архипелагскую экспедицию, Екатерина понимала, что священник, из числа греков, принявших участие в Орлофике, самый лучший вариант для привлечения на свою сторону местных греков. А отказ в захоронении в Кронштадте - как нежелание воспоминания о провале сей собранной экспедиции в этом году. Но это все лишь наши догадки и размышления. истинное объяснение данного отказа, может и проявится в чьих-то письмах в архивах. Может повлияла на такое решение - разгулявшаяся в то время эпидемия на флоте - ведь даже адмирал Грейг не был перевезен в Кронштадт, а погребен также в Ревеле. А насчет - "благочестия ревнитель" - стоит вспомнить, что матросы не стали пить водку перед Гогландским сражением - здесь думаю заслуга флотского духовенства и его непосредственного руководства.

Ответить