Обсуждение статьи "НИКОДИМ РЕОНДАШСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1204
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: реардамский vs 1789
18.10.2017 22:39:15 в ответ на "Re: реардамский vs 1789 " (А.Волконский)

> Добрый день, Олексий. Приятно познакомится.

Взаимно. Пробежался по Вашим ссылкам (кому интересно, см., ниже)

  • "Изъ бумагь Митрополита Новгородскаго и С-Петербургскаго Гавріила. Неизданныо матеріалы для біогряфіи его, собранные и объясненные Н. И. Григоровичемъ" // Русскій Архивъ, М. 1869, №10, стб. 1585, 1586:
  • Эстляндские губернские ведомости, 1888,№ 34 (1 Сентября), с. 141

> титул Реандамский скорее всего использовался в XVIII веке - также как и Реондажский -... А вот Реардамский - явная ошибка возникшая при переписывании у более поздних авторов, и размножившаяся.

С титулом "Реондажский" без вопросов - да, так писали. Например, "архиепископ Игнатий Реондажский (Реонтский и Прэстский)" (корень слова "Реон").

А вот титул "Реандамский", думаю, что в офиц. бумагах никогда не использовался. Ни граф Безбородко, ни архиеп. Гавриил - "на пару" не могли допустить такую интересную очепятку. Думаю, что титул "Реандамский" отсутствует в оригинале. Это больше похоже на "корректорскую" или "типографскую" ошибку 60-70-х годов XIX века, которая в конечном счете на совести зав. архивом и библиотекой Святейшего Синода.

> А 1789 - это пожалуй и есть корень размножившейся ошибки - ... - возможно возникшей от того, что митр.Гавриил именно в 1789 году проявил беспокойство в письмах по поводу вещей оставшихся после смерти архиеп.Никодима.

Возможно.

> Вот только с датой смерти указанной по {Половцов} выходит несоответствие,

Не вижу несоответствия: 6 июля был на корабле во время Гогландского сражения. 20 июля умер на Сескаре (где был госпиталь, указание "о перевозкѣ въ Кронштадтъ тѣла архіерея Никодима, умершаго на островѣ Сескарѣ" см. в Описании дел Архива Морского министерства за время с половины XVII до начала XIX столетия. - Санкт-Петербург, Т. 5. - 1888, с. 838, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003889353#?page=426). Только 25 июля был окончательно согласован вопрос о погребении. По каким-то причинам тело архиеп. Никодима не разрешили хоронить в Кронштадте (см. дневник Храповицкого, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003605566#?page=77). Поэтому, 26 июля 1788 - это, скорее всего, не день смерти, а день погребения на кладбище г. Ревеля. Или число "26" - это результат столетней эрозии и/или дилатации надписи на надгробной плите (20 -> 26).

> а отыскивание архивных материалов затрудняет наличие границы

Например, чего только стоит сообщение кладбищенского священника Иоанна Гиляровского, который слышал со слов старожилов, что "будто-бы Архіепископъ былъ изъ числа опальныхъ въ царствоваше императрицы Екатерины Великой за противодействие въ отчужденш недвижимыхъ монастырскихъ имуществъ въ казну ; былъ, поэтому, везенъ въ ссылку на военномъ корабле, дорогою захворалъ и, высаженный въ Ревеле", наводит на размышление.

Это с учетом тона Синода от 13 дек. 1781 года, "О объясненіи находящемуся въ Кіево - Выдубецкомъ монастырѣ Преосвященному Никодиму Архіепископу Реондашскому (выходцу изъ Турціи), чтобы онъ доставленными ему выгодами и покоемъ былъ доволенъ", http://dlib.rsl.ru/viewer/01004230381#?page=349. Не бывает дыма без огня. Похоже, что назначение епископа на флот действительно было ссылкой.

Ответить