> Статью о Константине (Булычёве) тоже не мешало бы (Из Гомельской 1923-1924 г.г.), если не первую её надо делать по хорошему (для хронологии и последовательности). О нём что-нибудь в Гомельской обн. еп. Д.Ф. Шилёнок пишет?
Глава 3 История обновленческого раскола в Могилевской епархии:
Территория Белоруссии представляла собой разрозненные области без единого церковного центра. Могилевской кафедрой в это смутное время управлял архиепископ Константин (Булычев), занимавший ее с 4 октября 1911г.
Преосвященный Константин (в миру Константин Иоакимович Булычев) родился 23 декабря 1858 г. в семье зажиточного купца г. Орлова Вятской губернии. В 1881 г. он окончил физико-математический факультет Петербургского университета и в 1890г. поступил в Петербургскую духовную академию. 29 января 1892 г. он был пострижен в монашество, а затем принял священный сан. В 1894 г., окончив академию со степенью кандидата богословия, он был определен на должность смотрителя Петербургского Александро-Невского духовного училища, а в 1896 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1900 г. — он ректор Киевской духовной семинарии. 29 июля 1901 г. был хиротонисан во епископа Гдовского. Чин хиротонии в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и архиепископ Финляндский Николай (Налимов).
Будучи архиепископом Могилевским, Константин Булычев был участником Поместного собора 1917-1918 гг., где высказался за возрождение патриаршества. В смутное послереволюционное время он за «служение панихиды по бывшему царю и выступления с кафедры против советской власти» подвергся аресту и находился в заключении до 1920 г. После появления обновленческого ВЦУ он признал новое церковное управление и был оставлен на Могилевской кафедре в сане митрополита.За свое пребывание в расколе архиепископ Константин в 1925 г. принес покаяние митрополиту Петру (Полянскому). Но уже в конце того же года он стал в числе основоположников григорианского раскола. В русском епископате о Константине Булычеве сложилась такая поговорка: «Дух покаяния никогда не оставлял его, даже и до гроба, при многократных переходах его из одного раскола в другой» . Скончался он без воссоединения с Церковью.
В 1922 г. в связи со сложной обстановкой могилевский архиерей находился в Москве. Фактическое управление епархией осуществлял епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев).
/ … /
Затем в середине 1926 г. он [Николай (Судзиловский)] ездил в Москву, где встречался с одним из основоположников григорианского раскола архиепископом Константином (Булычевым). В результате епископ Николай примкнул к этому расколу.
Это все.
Книга оцифрована на сайте Гроднецкой епархии, см. п.29: http://www.orthos.org/biblio/history_scan/arhiv (прямая ссылка http://orthos.org//files/biblio/history_scan/shilenok_bpc_19...zip)
Как видим, Булычев здесь ни причем. Возможно, все дело лишь в смене титула Могилевского епископа в 1922 с "Могилевского и Мстиславского" на "Могилевского и Гомельского", это было связано с тем, что :
Произошедшие административно-территориальные изменения возвысили церковный статус г. Гомеля и повлекли за собой корректировку титулатуры управляющего Могилевской епархией, который стал именоваться архиепископом Могилевским и Гомельским [13].
Одновременно с возникновением Гомельской губернии епископ Варлаам (Ряшенцев) получил официальное отстранение от управления Гомельским викариатством с назначением на должность управляющего новообразованным Мстиславским викариатством Могилевской епархии.
Сноска 10: Архиепископ Константин (Булычев; 1858 – после 1927) окончил математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1892 г. пострижен в монашество. В 1893 г. рукоположен во иеромонаха. В 1894–1896 гг. смотритель Александро-Невского духовного училища в г. Санкт-Петербурге. В 1896–1900 г. ректор Витебской духовной семинарии. В 1900–1901 гг. ректор Киевской духовной семинарии. В 1901–1904 гг. епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии. В 1904–1911 гг. епископ Самарский и Ставропольский. В 1911 г. назначен епископом Могилевским и Мстиславским (с 1915 г. в сане архиепископа). В 1919 г. осужден за контрреволюционную деятельность. Освобожден в 1920 г. Через два года арестован повторно. К 1922 г. архиепископ Могилевский и Гомельский. В 1922–1923 гг. пребывал в обновленческом расколе. В 1925 г. поддержал «григорианский» раскол. Скончался без примирения с Патриаршей Церковью.
- Слесарев А. В., "Гомельская православная епархия в первой половине ХХ века: образование, развитие, ликвидация" // Труды Минской духовной академии. - 2016. - № 13. - с. 273-274:
Сначало смена титула, потом арест, затем обновленчество. О повторном аресте в 1922 г. см. Лебедев А.Д., "Дело архиепископа Могилевского и Гомельского Константина", http://nikolsky.by/index.php/kraevedenie/103-delo-arkhiepisk...god
с. 301:
Первым могилевским обновленческим архиереем указывается архиепископ Константин (Булычев) - «уклонился в раскол V 1922».Это неверно, ибо в мае обновленчество еще не было оформлено административно.
с. 482-483:
Тамбовская, григ.
Основана в 1925 г.
Упразднена в 1930-х. г. (?)
1925 – Константин Булычев (1927) [1]
[1] По некоторым данным, Константин (Булычев)‚ ранее (1923-1925 гг.) успевший побывать и в рядах обновленческих раскольников (в чем приносил всенародное покаяние Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому) и сонму архиереев, при , при гробнице Святейшего Патриарха Тихона), преставился на этой кафедре в сер. 1930-х гг. Точная дата неизвестна. В связи с тем, что почивший был еще 16(29)01.1926 Заместителем Местоблюстителя запрещен в священнослужении и предан соборному суду архиереев (за двукратное нарушение архиерейской присяги и отпадения в раскол), при отпевании его останков возник ряд канонических затруднений, за разрешением которых пришло обратиться в Москву, к митрополиту Сергию (Старогородскому). Ответная резолюция гласила «Запрещенный архиепископ Константин Булычев скончался вне общения со Св. Церковию, по церковным правилам не может быть удостоен Православного погребения. Поэтому Православное духовенство участвовать в погребении его но может. Совершение же служения в Православном храме духовенством неправославным есть поругание святости храма, а также оскорбление религиозного чувства Православных. Мне кажется, долг приходского совета - выяснить подлежащей гражданской власти религиозную сторону дела и просить об отмене данного распоряжения. Если же хлопотать об отмене уже поздно, или хлопоты не увенчаются успехом, нужно всячески предохранить от поругания Св. Антиминс (например, убрав его на время со Св. Престола и т.д.). Если предотвратить от поругания Св. Антиминс не будет возможности, — Антиминс надлежит заменить новым. Митрополит Сергий.» (Текст приводится по собственноручной записи епископа Тихона (Шарапова)).
- История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 (под ред. прот. Владимира Воробьева), ПСТГУ, 2006, с. 301, 482-483:
|