> > Церковь официально дистанцировалась любой "антисоветчины", а потому взгляд на иосифлянство не мог быть сколько-нибудь объективным.
> А какая разница была для "советчиков" между иосифлянским и любым другим расколом? Почему про обновленческий можно было писать объективно, а про этот - нет?
Можно порассуждать. Обновленческий раскол, как и остальные, не оправдавшие надежды, был "слит" к концу 1930-х. Власть и так получила официальную и во многом контролируемую церковную структуру. Никакой нужды в том, чтобы поддерживать имидж обновленчества, не было, поэтому в дальнейшем не была табуирована антиобновленческая тема. Объективности в антиобновленческих текстах советского времени, правда, тоже не было. Нельзя было открыто говорить о роли государства в том расколе.
Иосифлянство же - другой случай. Взяв под контроль Церковь, власть продолжала бороться с неподконтрольными церковными группами и всячески привлекала Церковь к сотрудничеству. Цензура строго следила за церковными изданиями. Какая тут объективность...
> > Нельзя одинаково судить действия на войне и в мирное время. Бог судит по намерениям, и нам бы научиться не только мертвой буквой закона мерять...
> Когда другой мерки нет, и Дух Святой не говорит столь явно, остаётся хотя бы данный Церковью Христовой (а не советской властью) канон.
О. Александр, в то время вопрос "где Церковь?" совсем не был риторическим. Нельзя судить прошлое без учета исторического контекста... Вы как будто не слышите меня.
> > > Реабилитация иосифлянства, если она произойдёт, будет иметь очень серьёзные духовные последствия.
> > Честно сказать, я отчасти на это надеюсь :)
> Ещё ни разу либерализация канонов (да ещё с обратным действием) ни к чему хорошему не приводила.
Вы ничего положительного не видите в преодолении раскола с РПЦЗ?
|