Биография сщмч. Павла (Кратирова) навела на размышления. Канонизирован, пусть и не общецерковно (РПЦЗ и УПЦ), "иосифлянский" епископ, и не он один, сам Иосиф (Петровых) также канонизирован РПЦЗ. Кажется, были и другие канонизированные "иосифляне".
До конца 1990-х т.н. иосифлянство упоминалось в изданиях Московского Патриархата в числе прочих церковных расколов первой половины XX века. Но "канонизированный раскольник" - нонсенс... Если посмотреть ПЭ, "иосифлянство" именуется "течением в РПЦ" [1] (sic!), в отличие, например, от григорианского раскола [2]. По-видимому, чтобы не сломать мозг, нужно и нам усвоить эту формулировку, т.е. считать иосифлянство не расколом, а церковным течением, со всеми вытекающими: помещением дат "иосифлян" в наш календарь, а также, наверное, отказ от создания отдельных статей об "иосифлянских" кафедрах, епископов-"иосифлян" можно встраивать в общий список архиереев, с соответствующей пометкой (их можно смещать на уровень, как мы делаем для временно управляющих).
Если у кого-то есть возражения или предложения, давайте их обсудим сейчас. Также, если кто найдет другие церковные оценки иосифлянства - приведите их, статью об иосифлянстве я планирую сделать в ближайшее время.
[1] http://www.pravenc.ru/text/673719.html [2] http://www.pravenc.ru/text/166503.html |