![]() |
Прот. Николай Агафоников. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 (fond.ru) |
Память 23 октября, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника, и супруги его Марии Андреевны, дочери псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра.
Был назван в честь Николая Чудотворца. «По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у нее будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен...
В их доме царили мир и покой. Они вели примерную семейную жизнь, оба отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью ко всему живому, старались воспитать эти качества и в своем сыне. Мать Коли обладала редкой добротой, глубокой набожностью и старалась с детства приучить его к искренней молитве, приводя в пример слова Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства Коля приобщился к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. В своих воспоминаниях о. Николай пишет: «…Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие…». В это же время он так серьезно и ответственно несет послушание пономаря, что прихожане удивлены смышлёности мальчика, усердию и аккуратности в исполнении своих обязанностей, внимательности, с какой помогает при богослужении.
Обучался в Медянском мужском земском начальном училище, в училище его отдали в возрасте семи лет.
Обучался в Вятском духовном училище. Сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс.
В 1897 году окончил Вятскую Духовную Семинарию. Женился на Нине Васильевне урожд. Фёдоровой. О. Николай был очень начитанным, любил музыку. Играл на скрипке, рояле, имел прекрасный голос. У о. Николая было четыре сына: Герман (1901г.), Серафим (1903г.), Владимир (1904г.), Николай (1918г.) и две дочери: Варвара (1900г.) и Лидия (1910г.). Все дети были очень музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. И впоследствии, почти все дети пели в церковном хоре. Два сына были регентами в храме. О. Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы. После о. Николая осталось большое литературное наследие. Наиболее ранний образец его литературного творчества представляет дневник ученика 1-го класса семинарии, который он довольно аккуратно вел на протяжении всего учебного года.
17 сентября 1899 года был рукоположен во диакона к Никольской церкви г. Слободской Вятской губернии. В том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда.
10 июня 1900 г. о. Николай снова начал вести записи, озаглавленные "Мои записки и дневник". Они содержат довольно подробные сведения о пастырском служении о. Николая, его миссионерской деятельности, приведены диспуты с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на "Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 г.", о паломничестве по обету к мощам Феодосия Черниговского о.Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев.
В 1910 году был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.
16 августа 1916 г. был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда. С 1 сентября 1916 г. утвержден в должности законоучителя Вятского IV начального училища.
8 сентября 1916 года был определен к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов.
С 15 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре.
С 8 ноября 1918 г. был завхозом Вятского Народного университета. 23 января 1923 года был избран в состав Епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления.
В феврале 1923 года был арестован в Вятке за "контрреволюционную деятельность" и заключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Потом был переведен в Таганскую тюрьму. Пробыл в тюрьме 4,5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик.
Осенью 1923 получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке и возведен в сан протоиерея.
О. Николай знал несколько языков: греческий, французский, татарский. В 1926 г. о. Николай переписывает ряд остросатирических произведений Бориса Самсонова ("Записки товарища Баррикадова" и другие). В конце 1926г. о. Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжелый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от "врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А. Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов).
В 1927 году служит в с. Ворсино Подольского р-на Московской области.
В 1928 году стал служить в Покровской церкви с. Ерино Подольского р-на Московской области, в 1930 стал настоятелем. Назначен благочинным Подольского округа, имел многочисленные церковные награды, в том числе митру (1933 год). Здесь о. Николай начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы о. Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды о. Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX-XX веков.
16 октября 1937 года арестован по обвинению в тесной связи с контреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности. Из обвинительного заключения: "АГАФОНИКОВ, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - АГАФОНИКОВЫМ А.В., ФИШЕР Е.В. и ПОДУЗОВЫМ В.В., ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения". О. Николай виновным себя ни в чем не признал. Заключен в тюрьму в городе Подольске, Серпухове, а затем был переведен в Москву, в Таганскую тюрьму.
3 ноября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу.
5 ноября 1937 был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
См. также
Ссылки
- http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
- http://www.fond.ru/book/me3/m3-22.htm