Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822), пещерокопательница, основательница Белогорского Воскресенского монастыря.
 |
Пещерокопательница Мария Шерстюкова |
Родилась в
1740 году в уездном городе
Бирюче, Воронежской губернии, в семье
казака Константина Босого. После обращения украинских казаков в казенных поселян, называвшихся войсковыми, Константин Босой, в 60-х годах
XVII века перешел на жительство в слободу
Белогорье. Возникновение поселения Белогорье относится к концу
XVII-началу
XVIII века.
Ко времени поселения Марии было около 25 лет и она заявила себя невоздержной жизнью. Она вышла замуж за белогорского войскового Самойла Шерстюкова, "довольно уже пожилого и несколько малоумного", от которого имела двух сыновей и дочь. Около 20 лет она была замужем (дважды): овдовевши, предалась нетрезвости и разврату, прожила имущество своего мужа и принуждена была наниматься в работницы к людям. Но и тут, по непостоянству своему и худому поведению, нигде не могла ужиться. Дети её с малых лет проживали в прислугах у разных людей. Оставаясь без средств, она для пропитания своего прибегала к шарлатанству, занималась колдовством и ворожбою: бродя по окрестностям, собирая снадобья и коренья она походила на известный персонаж сказок, которым пугали детей. Но этим она вызывала еще большее призрение. Так она прожила до
1795 года. Но неисповедимы пути Господни!
Удручаясь крайней бедностью и терпя поношение и презрение, даже от родных своих, она, как блудный сын, описанный Евангелии, пришла в себя и решила покаяться. В том же году, из Белогорья в
Киев поклониться святыням отправилась группа паломников, неожиданно к ним примкнула и Мария; пешком проходя свой путь, для исповедования грехов своих и наставления как спастись. В
Киево-Печерской Лавре принесла искреннее покаяние Богу, обличив себя во всех своих многочисленных грехах и пороках, осознав весь ужас своей постылой жизни. Там Мария прожила около года, питаясь подаянием от христолюбцев и ежедневно для богомолия бывая в Лавре и в других монастырях. Душа Марии жаждала подвига искупления. Исповедовалась она у какого-то лаврского иеромонаха, о имени которого не озаботилась узнать. Этот иеромонах, заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих, и занятия богоугодными делами и трудами. И как он бывал еще бельцом в с. Белогорье, и знал о меловых горах над рекой Доном, покрытых лесом, то советовал ей избрав в этой горе уединеное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру
преподобного Антония Киево-Печерского. Он-то и благословил её на подвиг пещерокопания, указав ей на меловые горы правобережья: "Дерзай дщерь, тем и спасешься". Наставление духовника глубоко впечатлелось в её уме и сердце, и она тогда же решилась исполнить его на самом деле.
Возвратившись на родину к родственникам, Мария совершенно переменилась в своём поведении, к удивлению всех. Стала смиренной, постницей, молчаливой и богомольной; а прежде того, и в церковь почти никогда не ходила.
В
1796 году, раздавши детей свох родным и простившись со всеми, весной она уединилась в покрытую лесом гору над рекой Доном, избрав понравившееся ей место неподалеку от хутора Кирпичи, выделившегося из с.Белогорье, и начала железной киркой копать пещеру. Через несколько дней, во сне ей явился Киево-Печепрский духовник, сказав, что она не в определенном от Бога месте начала рыть пещеру, а надобно ей пойти еще далее, вниз по течению реки Дона- вниз саженей на двести, там обретет она, прислоненную к горе теслу(кирку), лопату и лоток, чем выносить мел из пещеры и назначено ей копать пещеру, и спасаться. Повинуясь этому сновидению, она нашла назначенное ей место и орудия для копания пещеры. Чудный сон Марии сбылся с потрясающей точностью. Можно предполагать, что какие-то древние пещеры уже имелись в тех местах. Их возникновение можно отнести
XI веку.
Ободренная этим событием, Мария с большим усердием приступила к копанию пещеры и сама себе удивлялась, откуда получала она силы и неутомимость к своему труду. Её вдохновляли слова сновидения: << В старину во время гонения от неверных, скрывались тут святые отцы, ты найдешь их мощи >>. Большинство односельчан скептически отнеслось к начинаниям бывшей грешницы, но Мария твердо решила идти путем покаяния и искупления, повторяя во многом путь великой
Марии Египетской. Начав этот подвиг уже в преклонных летах, она несла его более 20 лет, стойко перенося враждебное отношение местного духовенства и светской власти, которые усматривали в трудах Марии своекорыстие, тщеславие и раскол. Сколько бед и лишений претерпела эта уже не молодая женщина, трудясь в одиночку в сырых и холдных пещерах, трудно и представить. В течении двух лет, она выкопала пещеру в горе на 8 саженей (17м) по прямой линии к западу. Для пропитания своего она выпрашивала себе по временам подаяния в г.
Павловске и в окрестных селениях. Гонения на подвижницу прекратил император
Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой, и в итоге в её действиях не было усмотрено ни ереси, ни раскола. Царь распорядился оказать ей необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в
1817 году. В благодарность
императору, Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь
святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора. Узнав об её необыкновенном предприятии и труде, многие стали приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолия пред святыми иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, многие трудились с нею, особенно в ночное время, помогая копать пещеры, вынося нарубленный мел и сбрасывая его с горы вниз к р. Дону. Постепенно появились последователи у Марии, наиболее известные из них - Иван Тищенко, Андрей Васильченко (будущий монах Антоний), блаженный Иаков безмолвник. Благоволение Государя утроило силы подвижников, а финансирование позволило в
1820 году освятить
пещерную церковь. Вскоре, изнемогшая от трудов, престарелая 82-х летняя Мария Шерстюкова, преставилась ко Господу. Священник Мишин похоронил подвижницу не на общем кладбище, а возле пещеры. Этими подвижниками, помогавшими Марии, было положено начало небольшой пещерной общине. К
1866 году она состояла из 25 человек. Для ведения хозяйства общины над пещерами стали устраиваться различные здания. Жизнь пещерного братства по своему укладу напоминала монастырь.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия:
- Статья в газете "Русь Державная"