Пещерокопательница Мария Шерстюкова |
Родилась в 1740 году в казачьем поселении Бирюченское комиссарство Острогожского полка Белгородской губернии [1] в семье казака Константина Босого. После обращения украинских казаков в казенных поселян, называвшихся войсковыми, Константин Босой, в 60-х годах XVII века перешел на жительство в слободу Белогорье.
В молодости Мария была известна дурным нравом, распутством. Вышла замуж за белогорского войскового Самойла Шерстюкова, "довольно уже пожилого и несколько малоумного", от которого имела двух сыновей и дочь [2]. Овдовев, предалась нетрезвости и разврату, прожила имущество своего мужа и принуждена была наниматься в работницы к людям. Но и тут, по непостоянству своему и худому поведению, нигде не могла ужиться. Дети её с малых лет проживали в прислугах у разных людей. Оставаясь без средств, она для пропитания своего прибегала к шарлатанству, занималась колдовством и ворожбою. Но этим она вызывала еще большее призрение. Так она прожила до 1795 года.
Сама Мария Шерстюкова иначе рассказывала Воронежскому Губернатору о своем прошлом.
Удручаясь крайней бедностью и терпя поношение и презрение, даже от родных своих, она, как блудный сын, описанный Евангелии, пришла в себя и решила покаяться. В том же году, из Белогорья в Киев поклониться святыням отправилась группа паломников, неожиданно к ним примкнула и Мария. В Киево-Печерской Лавре принесла искреннее покаяние Богу, обличив себя во всех своих многочисленных грехах и пороках, осознав весь ужас своей постылой жизни. Там Мария прожила около года, питаясь подаянием от христолюбцев и ежедневно для богомолия бывая в Лавре и в других монастырях. Душа Марии жаждала подвига искупления. Исповедовалась она у какого-то лаврского иеромонаха, о имени которого не озаботилась узнать. Этот иеромонах, заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих, и занятия богоугодными делами и трудами. Так как он бывал еще бельцом в селе Белогорье и знал о меловых горах над рекой Доном, покрытых лесом, то советовал ей, избрав в этой горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру прп. Антония Киево-Печерского. Наставление духовника глубоко впечатлелось в её уме и сердце, и она тогда же решилась исполнить его на деле.
Возвратившись на родину к родственникам, Мария совершенно переменилась в своём поведении, к удивлению всех. Стала смиренной, постницей, молчаливой и богомольной, а прежде того, и в церковь почти никогда не ходила.
В 1796 году, раздав детей свох родным и простившись со всеми, весной она уединилась в покрытую лесом гору над рекой Доном, избрав понравившееся ей место неподалеку от хутора Кирпичи, выделившегося из села Белогорье, и начала железной киркой копать пещеру. Через несколько дней, во сне ей явился Киево-Печерский духовник, сказав, что она не в определенном от Бога месте начала рыть пещеру, а надобно ей пойти еще далее, вниз по течению реки Дона - вниз саженей на двести, там обретет она, прислоненную к горе теслу (кирку), лопату и лоток, чем выносить мел из пещеры, и назначено ей копать пещеру и спасаться. Повинуясь этому сновидению, она нашла назначенное ей место и орудия для копания пещеры. Чудный сон Марии сбылся с потрясающей точностью. Существуют предположения, что какие-то древние пещеры уже имелись в тех местах. Их возникновение можно отнести XI веку.
Ободренная этим событием, Мария с большим усердием приступила к копанию пещеры и сама себе удивлялась, откуда получала она силы и неутомимость к своему труду. Её вдохновляли слова сновидения: "В старину, во время гонения от неверных, скрывались тут святые отцы ты найдешь их мощи" [4].
В течении двух лет, она выкопала пещеру в горе на 8 саженей (17 м) по прямой линии к западу. Для пропитания своего она выпрашивала себе по временам подаяния в городе Павловске и в окрестных селениях.
Большинство односельчан скептически отнеслось к начинаниям бывшей грешницы, но Мария твердо решила идти путем покаяния и искупления, повторяя во многом путь великой Марии Египетской. Начав этот подвиг уже в преклонных летах, она несла его более 20 лет, стойко перенося враждебное отношение местного духовенства и светской власти, которые усматривали в трудах Марии своекорыстие, тщеславие и раскол.
Гонения на подвижницу прекратил император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой, и в итоге в её действиях не было усмотрено ни ереси, ни раскола. Царь распорядился оказать ей необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в 1819 году. В благодарность императору, Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора.
Узнав о её необыкновенном предприятии и труде, многие стали приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолья пред святыми иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, многие трудились с нею, особенно в ночное время, помогая копать пещеры, вынося нарубленный мел и сбрасывая его с горы вниз к реке Дону. Наиболее известные из последователей Марии - Иван Тищенко, Андрей Николаевич Васильченко (будущий монах Антоний), блаженный Иаков безмолвник.
Скончалась 22 июня 1822 года в возрасте 82 лет. Погребена возле пещер.
Комиссией по канонизации святых Воронежской митрополии ведётся подготовка к канонизации Марии Шерстюковой [5].
Использованные материалы
- "По святым местам России, Греции и Черногории (комментарий в русле истории)", телепрограмма, 23.07.05 // Страница портала Седмица.RU:
- Мир стоит молитвой, статья в газете "Русь Державная":
[1] Казачье поселение, именуясь Бирюченским комиссарством, принадлежало к Острогожскому полку Белгородской губернии до 1765 года, См. История города: http://gbiryuch.biryuch.ru/o-poselenii/
[2] По некоторым сведениям, была замужем дважды - см. http://www.rusderjavnaya.info/archive_old/2005/01/a_050014.htm
[3] Архив Св. Синода, 1817, №196, 81
[4] Архив Св. Синода, 1817, №196
[5] Подвижники благочестия Воронежской митрополии; Россошанской и Острогожской епархии - Воскресенского Белогорского монастыря, блог "Живого Журнала" священника Константина Ревы, https://sobor-voronezh.livejournal.com/90242.html