Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАССИАН УГЛИЧСКИЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея.
Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея.
Кассиан Грек, или Римлянин, Угличский, У́чемский (+ 1504/1509 [1]), чудотворец, преподобный

Память 4 апреля (УПЦ в Канаде [2]), 21 мая в день тезоименитства, 23 августа в день перенесения мощей (Др.-рус. [3], Греч. [4]), 2 октября в день кончины, а также в Соборе Ростово-Ярославских святых

Происходил из знатного греческого рода князей Мангу́пских и в крещении был назван Константином. В юношестве его отправили в Константинополь, где он был близок к императорскому двору. Когда в 1453 году столицу Византии захватили турки, Константин вынужден был вместе с братом византийского императора Константина, Фомой Палеологом, князем Морейским, искать убежище в Риме. В 1472 году дочь князя Фомы София Палеолог отправилась в Москву, чтобы сочетаться браком с великим князем Иоанном III Васильевичем. Князь Константин вместе с другими греками сопровождал её в Московское государство. Многих из прибывших греков Иоанн III одаривал земельными наделами и другими богатыми дарами. Князь Константин смиренно отказался от подарков, не приняв "городов и областей в прокормление и земли в обдержание", и в течение нескольких лет жил при великокняжеском дворе, а затем, решив посвятить свою жизнь на служение Богу, поселился у Ростовского архиепископа Иоасафа, где подружился с князем Угличским Андреем Васильевичем. Когда в 1489 году владыка удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал и Константин. Ему отвели келью и поручили его наблюдению благочестивого иеромонаха Филарета.

В обители князь проводил строгую подвижническую жизнь. Однажды в сонном видении ему явился бывший игумен обители преподобный Мартиниан и строго повелел принять постриг. По благословению архиепископа Иоасафа игумен монастыря постриг князя в иночество с именем Кассиан.

Безмолвие, кротость и точное исполнение монастырских послушаний стали основой подвижнической жизни преподобного Кассиана. В это время он познакомился с преподобным Нилом Сорским и нередко пользовался его духовными наставлениями. Спустя год святой Кассиан оставил и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и У́чмы, водрузил крест и поставил себе хижину. С разрешения князя Андрея он основал здесь монастырь в честь Успения Божией Матери. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало У́чемской обители.

На новом месте подвигов духовным другом и собеседником святого подвижника стал преподобный Паисий Угличский, основатель соседнего Покровского монастыря. Много лет подвизался преподобный Кассиан в новоустроенной обители в смирении и строгом воздержании. Слава о нём широко распространилась, и "начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним". Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения "тихими словесы".

Однажды во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришёл князь Угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящён во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений.

Преподобный Кассиан до глубокой старости подвизался в основанной им обители. Накануне кончины, предузнав своё отшествие к Богу, он, преподав братии последнее духовное наставление, причастился Христовых Таин и с благодарением отошёл к Богу 2 октября 1504 или 1509 года. Он был погребён в своём монастыре.

Почитание

Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор
Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор
После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочислен­ными чудесами, о чём свидетельствуют записи Угличской летописи, - в частности, защита им своей обители от поляков в 1609-1611 годах. Служба преподобному Кассиану была написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чём сообщается в руко­писи, сохранившейся в Угличе.

Чудесным образом была написана икона святого Кассиана. Некто иерей Симеон, "художеством живописец", дал обещание написать её, но впал в тяжкую болезнь и в течение двух лет не мог исполнить своего обета. Пришёл он наконец к игумену Гермогену и спрашивал его: "Как начертать образ преподобного?" Игумен дал ему хартию, на которой написано было, как изображать блаженного Кассиана; размышляя о том, чтобы исполнить предпринятое им дело, священник заснул и увидел во сне лик святого старца, начертанный на приготовленной им доске; ему казалось, что и у одра его стоит инок, совершенно подобный этому образу.

Являлся блаженный Кассиан и многим другим, не забывал и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своём покровительстве собранной им братии.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Ве́тхаго Ри́ма име́я воспита́ние,/ держа́ву оте́чества своего́, град Мангу́пский, оста́вль,/ и нивочто́же вмени́л еси́ княже́ние/ и сла́ву маловре́менную су́етнаго ве́ка Христа́ ра́ди,/ и па́че земна́го бога́тства избра́ бога́тство себе́ Небе́сное и сла́ву ве́чную,/ возвы́сив ум свой к Бо́гу,/ и житие́ свое́ со А́нгелы вожделе́л еси́ восприя́ти,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и Богоспаса́емаго У́глеча гра́да дости́гл еси́,/ и близ в преде́лех о́бласти его́ над Во́лгою реко́ю в пусты́ню всели́вся,/ и оби́тель пресла́вну в честь Бо́жия Ма́тере воздви́гл еси́,/ и в ней те́ло свое́ предложи́в я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Кассиа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас тот же

Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший У́глеч град,/ це́рковь же Бо́жия Ма́тере вельми́ ра́дуется,/ име́я многоцеле́бныя в себе́ мо́щи вели́каго чудотво́рца, преподо́бнаго Кассиа́на,/ возсия́вшаго от Ри́ма, я́коже со́лнце, всему́ ми́ру,/ издале́ча просвеща́я ве́рных сердца́,/ и́мже украси́ Бог це́рковь Ма́тере Своея́,/ те́мже ны́не мо́лим тя:/ бу́ди покрови́тель и засту́пник непобеди́мый от вся́ких бед гра́ду на́шему/ и всем ве́рным храни́лище,/ притекаю́щим в дом Бо́жия Ма́тере и кла́няющимся тебе́ / преподо́бне уго́дниче Христо́в Кассиа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас тот же

Я́коже пресве́тлое солнце, возсия́ нам от Ри́ма/ и к ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне о́тче Кассиа́не,/ и А́нгельски в Ру́сстей земли́ пожи́л еси́,/ и дре́вних по́стник на высоту́ воздержа́ния востече́,/ и в пусты́ни У́чме, близ Богоспаса́емаго гра́да У́глеча,/ оби́тель пресла́вну и́ноком во спасе́ние сооружи́,/ и храм благоле́пен Пречи́стей Богома́тери Ду́хом Бо́жиим уясни́,/ и в ней тобо́ю Бог прославля́ется,/ и ны́не моли́тися Го́сподеви не преста́й о ста́де свое́м,/ и́же мно́гими по́ты и труды́ стяжа́л еси́/ изба́вити его́ от всех обстоя́ний лука́ваго,/ и от вся́ких скорбе́й и бед невреди́му сохрани́тися,/ и нам, рабо́м твои́м, грехо́в проще́ние моли́твами твои́ми получи́ти,/ и гра́ду твоему́ У́глечу от напа́стей вся́ческих/ и находя́щих паде́ний, гне́вом Бо́жиим пра́ведным, свободи́тися умоли,// преподо́бне и Богому́дре о́тче Кассиа́не.

Использованные материалы



[1]  Е. Г. Сосновцева, Я. Э. З. "Кассиан Грек" // Православная энциклопедия, т. 31, с. 487-495, разд. "Иконография", https://www.pravenc.ru/text/1681243.html.

[2]  "St Constantine-Cassian, Prince of Mangoup in Crimea" // Канадский сайт Українське Православ'я (архив), https://web.archive.org/web/20190324191903/http://www.lawren...tml.

[3]  "Неустойчивый характер ранней иконографии К. - и в княжеских, и в монашеских одеждах - повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 авг. встречаются оба варианта" (Е. Г. Сосновцева, Я. Э. З. "Кассиан Грек" // Православная энциклопедия, т. 31, с. 487-495, разд. "Иконография", https://www.pravenc.ru/text/1681243.html).

[4]  "Μετακομιδή του Ιερού λειψάνου του Οσίου Κασσιανού" // Греческий сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), https://www.saint.gr/1690/saint.aspx.

Редакция текста от: 24.08.2023 22:02:04
Последняя подтвержденная редакция: 18.11.2023 15:54:13

"КАССИАН УГЛИЧСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google