Блж. император-мч. Константин XI Палеолог. Реставраторская копия поздневизантийской иконы (Фотий Кондоглу, 1953 г.). Собрание Центра исследования и продвижения народной музыки, Афины |
Память 29 мая (Греч. [1], Древнерус. [2], РПЦЗ [3], Серб. [4]), 30 мая (Древнерус. [2], РПЦЗ [5])
Родился 8 февраля 1405 года в Константинополе, был четвёртым сыном императора Мануила II Палеолога и дочери сербского деспота Елены Драгаш, в монашестве Ипомоны. В греч. источниках Константин нередко фигурирует под фамилией матери Драгаш (Δραγάσης) О ранних годах его жизни в Константинополе почти ничего не известно, сведения о периоде его обучения содержатся в Энкомии в его честь, написанной Иоанном Докианом, и в автобиографической части Хроники историка Георгия Сфрандзи, с которым Константин дружил с детства [6].
С начала 1420-х годов реальная императорская власть перешла от парализованного после инсульта Мануила к его старшему сыну Иоанну. С ноября 1423 по ноябрь 1424 года малолетний Константин, получив титул деспота, исполнял функции регента в Константинополе, пока Иоанн ездил в Италию и Венгрию, пытаясь заручиться поддержкой западных держав в борьбе с турками. После вступления на престол брата Иоанна VIII Константин получил в управление территорию на побережье Чёрного моря к северу от столицы - от Месемврии (ныне Несебыр, Болгария) до Деркоса, которая сохранялась за Византией согласно договору с османами от 22 февраля 1424 года [7].
В конце 1427 года Константин, которого император планировал отправить на Пелопоннес (в Морею), принял участие в походе против правителя Эпира Карло I Токко, вторгшегося в начале 1420-х годов на территорию Пелопоннеса. Потерпев поражение, Токко предложил отдать Константину в жёны свою племянницу Маддалену, при этом территории, ранее захваченные Токко, должны были отойти Византии в качестве её приданого. Константин принял это предложение и в июле 1428 года женился на Маддалене, получившей имя Феодора [8]. Сохранилось стихотворное послание, обращенное к Константину Палеологу, в котором анонимный автор предупреждал его об опасности этой свадьбы и призывал не доверять семейству Токко [9]. Феодора умерла в ноябре 1429 года, не оставив потомства. Сохранилась поэма Виссариона Никейского на ее кончину, а также утешительная речь, составленная Иоанном Евгеником и обращенная к Константину Палеологу.
С июля 1428 года Константин Палеолог предпринимал попытки (сначала совместно с отцом и братьями, а затем самостоятельно) отвоевать город Патры, находившийся под властью латинского архиепископа Пандольфо Малатесты. Весной 1429 года после длительной осады, в ходе которой Константин едва не погиб [10], город сдался (хотя последние сторонники архиепископа, защищавшие верхнюю крепость, прекратили сопротивление только к июлю 1430 года). Осенью правителем города был назначен Георгий Сфрандзи. Благодаря победам Константина в Патрах и его брата Фомы в Ахее византийцы вернули под свой контроль значительную часть Южной Греции; правда, эти достижения компенсировались утратой территорий в других регионах: в марте 1430 года османами была захвачена Фессалоника, в октябре - Янина. Кроме того, успехи на Пелопоннесе вызывали беспокойство султана Мурада II, который в начале 1431 года приказал разрушить оборонительные стены на Коринфском перешейке.
Феодором и Фомой, также находившимися на Пелопоннесе, которое, впрочем, не перешло в вооруженную борьбу. В сентябре 1437 года император Иоанн, отправлявшийся на Ферраро-Флорентийский Собор, вызвал Константина в Константинополь, чтобы вновь назначить его регентом. Время регентства прошло спокойно. Константин информировал императора, находившегося в Италии, о событиях в столице. В начале 1439 года Константин в очередном письме попросил императора напомнить папе Римскому о его обещании прислать военные корабли для обороны Константинополя от османов [11]. По возвращении императора 1 февраля 1440 года Константин остался в столице ещё на несколько месяцев.Летом 1441 года он женился на Катерине Гаттилузио, дочери генуэзского правителя острова Лесбос, однако и этот брак не продлился долго и не принёс потомства: Катерина умерла уже в августе 1442 года.
В апреле 1442 года император вызвал к себе Константина, поскольку его брат деспот Димитрий, не поддержавший униатскую политику Иоанна и вступивший в соглашение в османами, осадил Константинополь. Однако добраться до столицы Константин не смог, потому что османские силы блокировали его на острове Лемнос и в течение нескольких месяцев не позволяли отправиться в путь. Достичь Константинополя Контантин смог уже после поражения Димитрия.
В 1443 года в течение нескольких месяцев он был правителем Силимврии, но уже в октябре вновь отправился на Пелопоннес, сменив в качестве правителя Мистры своего брата Феодора, вызванного в Константинополь.
Первым шагом Константина Палеолога в Мистре стало восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке. Работы были завершены в марте 1444 года. Известно послание Виссариона Никейского к Константину Палеологу, в котором тот поздравил его с завершением работ и предложил для повышения обороноспособности деспотата перенести столицу Пелопоннеса из Мистры на Коринфский перешеек.
Укрепив оборону Пелопоннеса, Константин в 1444 году вторгся в Аттику, занял Афины и Фивы, находившиеся под властью флорентийской династии Аччаюоли, платившей дань султану. В 1445 году при помощи войск, присланных герцогом Бургундским Филиппом III, Константин продолжил наступление на Центральную Грецию и дошёл до Фессалии. Его успехи вызывали беспокойство на Западе (источники сообщают о притязаниях короля Арагонского Альфонса V на захваченные Константином Афины и Фивы) и на Востоке. 27 ноября 1446 года султан Мурад II вместе с изгнанным Константином афинским герцогом Нерио II Аччаюоли с большим войском (порядка 50-60 тысяч человек) вступил под Гексамилионом в бой с объединенным войском Константина и его брата деспота Фомы. Султан отверг предложения заключить мирный договор, Константину с братом удалось спастись бегством, но греческое войско было разбито, а Гексамилион разрушен к 10 декабря [12]. Турки продолжили наступление на Пелопоннес, однако не дошли до Мистры. Тем не менее, разрушения и людские потери Византии были столь значительны, что Константин, не получивший помощи от западных союзников, был вынужден признать своё поражение, взять на себя обязательства платить ежегодную подать султану и никогда не предпринимать попыток вновь отстроить Гексамилион.
В июне 1448 года в Силимврии умер деспот Феодор, 31 октябра - император Иоанн VIII. Кроме Константина, на престол претендовали деспоты Фома и Димитрий, однако было известно, что как сам покойный император, так и его супруга императрица Елена желали видеть преемником Константина. Димитрий был более опасен, чем Фома, поскольку за ним стояла та часть элиты Константинополя, что была против церковной унии. Открытого противостояния удалось избежать благодаря деятельности императрицы Елены, осуществлявшей регентство после смерти мужа вплоть до прибытия в столицу Константина. В декабре 1448 года она отправила Георгия Сфрандзи к султану, чтобы тот проинформировал его о её желании возвести на престол Константина [13]. Заручившись согласием султана, императрица отправила в Мистру посольство, в составе которого был и деспот Фома, чтобы провозгласить Константина императором и сопроводить его в столицу.
Церемония состоялась 6 января 1449 года, однако процедура провозглашения была необычной, поскольку в ней не участвовали ни Константинопольский патриарх, ни местный епископ. Эти обстоятельства позволили историкам Константину Ласкарису, Феодору Агаллиану и Дуке высказывать сомнения в том, был ли Константин Палеолог вообще когда-либо коронован, и утверждать, что последним императором Византии был Иоанн VIII [14]. Легитимность провозглашения Константина императором оспаривали преимущественно противники церковной унии, в том числе Иоанн Евгеник. В то же время другие противники объединения Церквей, среди них и будущий патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий, вступивший с Константином Палеологом в активную переписку, не высказывали подобных сомнений, а значительная часть столичной элиты безоговорочно приняла нового императора (известны приветственные слова и энкомии, созданные в его честь Иоанном Докианом, Михаилом Апостолисом и Иоанном Аргиропулом).
Первый документ, подписанный Константином в качестве "императора ромеев", относится к февралю 1449 года и всё ещё связан с Мистрой - это хрисовул, гарантирующий привилегии сыновьям Георгия Гемиста Плифона [15]. Константин прибыл в Константинополь 12 марта 1449 года. В конце марта он отправил посольство к султану, которое сумело заключить мирное соглашение, распространявшееся не только на столицу, но и на Пелопоннес [16].
Не имевший детей Константин с 1449 года предпринимал безуспешные попытки заключить новый брак. В качестве возможных невест рассматривались племянница арагонского короля Альфонса V, грузинские и трапезундские принцессы, а также вдова скончавшегося в 1451 года султана Мурада II Мария (Мара) Бранкович.
К началу 1450-х годов также относятся его попытки наладить в условиях усиления турецкой угрозы диалог с западными союзниками - Венецией [17], Арагоном [18], Рагузой (ныне Дубровник, Хорватия) [19], однако бо́льшей частью они не увенчались успехом. Дож Венеции высказывал недовольство усилением налогового бремени на венецианскую торговую колонию в Константинополе. Переговоры с папой Римским Николаем V также зашли в тупик. Не будучи убеждённым сторонником объединения с Римско-католической Церковью, но видя в союзе с папой единственную возможность отразить турецкую угрозу, Константин старался донести до папы и позицию антиуниатской партии, предлагавшей провести новый Собор в Константинополе, который, в отличие от Ферраро-Флорентийского, действительно имел бы вселенский характер. Однако папа настаивал на необходимости проводить более последовательную и жёсткую униатскую политику, а в качестве обязательного условия оказания какой-либо военной помощи выдвигал восстановление на Константинопольском патриаршем престоле униата Григория III Маммы [20]. Слухи о возможном восстановлении на патриаршей кафедре Григория III и скорой отправке в Константинополь папского легата, который провозгласит решения Ферраро-Флорентийского Собора в храме Святой Софии, делали обстановку в Константинополе ещё более напряжённой. Геннадий Схоларий в послании к Константину от 12 марта 1452 года предупреждал императора об опасностях продолжения проримской политики.
Наступление османов на Константинополь началось зимой 1451-1452 годов переходом Босфора. В апреле 1452-го они приступили к строительству Румелийской крепости на европейской стороне пролива. Закрепившись на Босфоре, турки планировали создать базу для осады Константинополя, блокировать выход к Чёрному морю и лишить город сборов от прохождения через пролив итальянских кораблей. К этому периоду относятся последние попытки Константина добиться помощи от западных союзников: Венеции [21], Венгрии [22], Арагона [23], генуэзских правителей Хиоса [24] и Рагузы. Также Константин был вынужден продолжить политику сближения с Римом: осенью 1452 года в качестве папского легата в Константинополь прибыл кардинал Исидор, бывший митрополит Киевский, и в декабре 1452 года, несмотря на противодействие антиуниатов во главе с Геннадием Схоларием, в Святой Софии была совершена служба с поминовением папы и патриарха Григория III Маммы и зачитаны решения объединительного Собора.
Начиная с ноября 1452 года, в защите Константинополя активное участие принимали венецианцы, чьи корабли на Босфоре также подвергались нападениям турок; кроме того, они пытались убедить и другие западные державы оказать помощь Византии. Благодаря их усилиям король Арагон и папа Римский отправили в Константинополь несколько кораблей с оружием и продовольствием. Зимой 1452-1453 года султан начал подготовку к нападению на город, а Константин приступил к укреплению обороны.
Атака на Константинополь началась в апреле 1453 года одновременно с моря и с суши. Осознавая неизбежность поражения, император предложил султану мир, однако условия, выдвинутые в ответ (Константин должен был гарантировать Мехмеду безопасный вход в город, а сам покинуть его и удалиться на Пелопоннес), оказались неприемлемы. Через несколько дней султан обратился к жителям Константинополя с предложением сдаться и либо покинуть город, либо согласиться на выплату большой ежегодной дани, однако Константин отказался принять это предложение [25]. Он также отказался покинуть город, как советовали ему сенаторы и патриарх. "Моё бегство может быть для меня благоприятным,- ответил он, - но я не могу уйти. Как я могу бросить храмы нашего Господа, престол и мой народ в такой беде?" [26]. 28 мая император произнёс последнюю речь перед жителями города; ее наиболее достоверный текст сохранился в послании лат. архиеп. Лесбосского Леонардо к папе Николаю V [27].
Император Константин погиб в бою 29 мая 1453 года. Последний раз его видели живым, когда он сражался как простой солдат у ворот святого Романа, где турецкие войска сумели пробить внутренние укрепления.
После падения Константинополя ходило множество неправдоподобных слухов о месте и обстоятельствах гибели Константина Палеолога, о судьбе его останков и спасении его сыновей, которых в действительности не существовало. Свидетели захвата города рассказывали, что Константин якобы в отчаянии просил кого-то из соратников заколоть его мечом, а когда тот отказался, был затоптан ворвавшимися в город турками [28]. Согласно версии, переданной кардиналом Исидором в послании к Виссариону Никейскому, а затем вдохновившей историков Дуку и Халкокондила, Константину после смерти отсекли голову, преподнесли её султану, а тот подверг её множеству поношений и взял с собой в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) [29]. Несколько маргинальных источников сообщают о том, что Константину будто бы удалось спастись во время боя на лодке [30]. Распространению легенд способствовали зловещие совпадения, усиливавшие эсхатологические настроения среди жителей города: Константинополь был основан в мае равноапостольным Константином I Великим, чьей матерью была равноапостольная Елена, а патриархом во время правления которого был святитель Митрофан I, и пал также в мае, при императоре Константине, чью мать также звали Еленой, а последним патриархом стал святитель Митрофан II (сменившего его униата Григория III значительная часть Константинопольской Церкви не признала). Подобные сопоставления сохранились в сочинениях Геннадия Схолария, кардинала Исидора, венецианца и свидетеля падения Константинополя Никколо Барбаро, историка Критовула [31]. Константин Палеолог - центральная фигура многочисленных греческих и славянских плачей и повестей о падении Константинополя, в некоторых из них отражена полностью фантастическая версия событий. Османские и греческие источники раннего Нового времени упоминают о месте погребения Константина Палеолога, однако эти сведения противоречивы и не находят объективного подтверждения, в качестве мест погребения называют монастырь Пресв. Богородицы Перивлепты, монастырь Живоносного Источника, бывшую церковь св. Феодосии (Гюль-джами), церковь св. Апостолов [32].
В новогреческом фольклоре не позднее XVI века сформировалась и приобрела популярность легенда об "обращённом в мрамор царе", согласно которой Константин Палеолог в бою был обращён ангелом в мрамор, таким образом избавлен от смерти, и ныне покоится в некой потаённой пещере у Золотых ворот в ожидании ангельской трубы, которая призовет его выдворить османов из города и гнать их до самой родины пророка Мухаммада (в византийском и поствизантийском фольклоре известной как "Монодендрион" или "Кокини милья", т. е. "Красная яблоня") [33]. Интерес к легенде возродился во второй половине XIX - начале XX века, когда она получила художественное воплощение в поэмах греческого поэта Г. Визииноса "Последний Палеолог" (῾Ο τελευταῖος Παλαιολόγος, 1882) и К. Паламаса "Царская флейта" (῾Η φλογέρα τοῦ βασιλιᾶ, 1910).
"Последнего благоверного греческого царя-мученика" почитают в Греции как святого и православные, и католики. И хотя формальной канонизации Константина Палеолога, видимо, не было, однако существует служба ему на греческом языке и иконы. Память его 29 мая отмечена также в некоторых древнерусских святцах [34].
Литература
- Chalcocond. Hist.;
- Ducas. Hist.;
- Critobuli Imbriotae Historiae / Rec. D. R. Reinsch. B.; N.-Y., 1983. (CFHB; 22);
- Λάμπρος Σ. Π. ᾿Αργυροπούλεια. ᾿Αθῆναι, 1910. Σ. 8-47;
- idem. Παλαιολόγεια κα Πελοποννησιακὰ. ᾿Αθῆναι, 1912. Τ. 1. Σ. 117-134 [послания Иоанна Евгеника], 151-153, 221-235 [речи Иоанна Докиана]; Τ. 4. 1930. Σ. 32-45, 67-87 [речь Михаила Апостолиса], 88-90, 94-95 [поэма Виссариона Никейского];
- Oeuvres complètes de Georges [Gennadios] Scholarios / Ed. M. Jugie, L. Petit, X. A. Sideridès. P., 1930. T. 3. P. 152-165; 1935. Vol. 4. P. 463-475;
- Laurent V. Les «Mémoirs» du Grand Ecclésiarque de l'Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). R., 1971. P. 172, 396, 608;
- La caduta di Costantinopoli / A cura di A. Pertusi. [Mil.], 1976. 2 vol.;
- Giorgio Sfranze. Cronaca / A cura di R. Maisano. R., 1990. (CFHB; 29);
- Cyriac of Ancona. Later Travels / Ed., transl. E. W. Bodnar. Camb. (Mass.), 2004.
- Λάμπρος Σ. Π. ῾Ο Κωνσταντῖνος Παλαιολόγος ὡς σύζυγος ἐν τῇ ἱστορίᾳ κα θρύλοις // Νέος ῾Ελληνομνήμων. 1907. Τ. 4. Ν 4. Σ. 417-466;
- RegImp, N 3519-3555;
- Guilland R. Αἱ πρὸς τὴν Δύσιν ἐκκλήσεις Κωνσταντίνου ΙΑ´ τοῦ Δραγάτση πρὸς σωτηρίαν τῆς Κωνσταντινουπόλεως // ΕΕΒΣ. 1952. Τ. 22. Σ. 60-74;
- idem. Les appels de Constantin XI Paléologue à Rome et à Venise pour sauver Constantinople (1452-1453) // Bsl. 1953. Vol. 14. P. 226-244;
- Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Amst., 1962. S. 62-64;
- Barker J. W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick, 1969. P. 494-495;
- Zakythinos D. A. Le despotat grec de Morée. L., 1975. 2 t.;
- Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Tl. 2. S. 424-428, 435-436, 438-439, 444, 460, 465, 467-469. (CFHB; 12. 2);
- Carroll M. Constantine XI Palaeologus: Some Problems of Image // Maistor: Classical, Byzantine, and Renaissance Studies for R. Browning / Ed. A. Moffatt. Canberra, 1984. P. 329-343;
- Talbot A. M. Constantine XI Palaiologos // ODB. Vol. 1. P. 505; PLP, N 21500;
- Nicol D. M. The Immortal Emperor: The Life and Legend of Constantine Palaiologos, Last Emperor of the Romans. Camb., 1992;
- idem. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 19932. P. 369-393;
- Malamut É. Les ambassades du dernier empereur de Byzance // TM. 2002. Vol. 14. P. 429-448.
Использованные материалы
- Луховицкий Л. В. "Константин XI Палеолог" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 63-66:
[1] Πρωτοπρ. Βασίλειος Ι. Καλλιακμάνης, Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ. "Η Αγία Υπομονή και ο Κωνσταντίνος Παλαιολόγος" // Страница греческого сайта Πεμπτουσία, https://www.pemptousia.gr/2014/05/i-agia-ipomoni-ke-o-konsta...la/; "Ευλογημένος Κωνσταντίνος ΧΙΙ, το τελευταίο των βυζαντινών αυτοκρατόρων, ο οποίος μαρτύρησε από τους Τούρκους (1453)" // Грекоязычная версия сербского "Вечного Православного календаря", https://www.crkvenikalendar.com/datumgr-2021-06-11.
[2] Хотя памятей 29 и 30 мая нет в современном официальном календаре РПЦ, свидетельства их наличия в русских святцах в прошлом многочисленны: "Май. 29. Константина царя, пострадавшего от турок. № 51. Филим. (сн. 30 мая)", "Май. 30. В той же день пострада благоверный царь Константин от нечестиваго турского царя, иже воцари себе. Белоз. 516. 1621. (№ 51 мая 29. Св. 382 мая 31). Это последний царь греческий, павший при взятии Царьграда турками в 1463 году 29 мая" // Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток. Часть I. Месяцеслов, https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatsesl...2_5; "Мученика Константина царя" // Настольная книга священнослужителя. Том 3. 29 мая. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 370, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf; "Мучеников: <...> Константина, царя Греческаго (+1453)" // Минея-май, ч. 3. 29 мая, изд. Московской Патриархии, с. 535, http://korolev.msk.ru/minea/may3/may3535.html.
[3] "Последнего благов. греческого царя-муч. Константина" // Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене, http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru; "Blessed Constantine XI, last Byzantine emperor, martyred by the Turks (1453)" // Календарь англоязычной версии сайта Православие.Ru, учитывающего почитание отсутствующих в календаре МП греческих и европейских святых в Европе и Америке, https://orthochristian.com/calendar/20210529.html.
[4] "Свети блажени Цар Константин. Последњи - византијски - ромејски (грчки) цар, Пао, приликом заузимања Цариграда од стране Турака, 29. маја 1453. године" // Јеромонах Хризостом Столић Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. Том први септембар - јун. - Београд, 1988, с. 469-470.
[5] "Послѣдняго благов. греческаго царя-муч. Константина (1453)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 67, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/May-2019.pdf.
[6] Giorgio Sfranze. 1990. P. 34-36.
[7] RegImp, No. 3414.
[8] Giorgio Sfranze. 1990. P. 36-38.
[9] Λάμπρος. 1930. Σ. 88-90
[10] Giorgio Sfranze. 1990. P. 44-46.
[11] Laurent. 1971. P. 396.
[12] Chalcocond. Hist. T. 2. P. 112-119.
[13] RegImp, No. 3519; Giorgio Sfranze. 1990. P. 100.
[14] Ducas. Hist. XXXIV 2.
[15] RegImp, No. 3521.
[16] Ducas. Hist. XXXIII 1.
[17] RegImp, No. 3527.
[18] RegImp, No. 3529.
[19] RegImp, No. 3524a, 3526.
[20] RegImp, No. 3532-3535; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959. P. 377-378.
[21] RegImp, No. 3539, 3548.
[22] RegImp, No. 3545: Янош Хуньяди за помощь против турок должен был получить один из городов на побережье Чёрного моря.
[23] RegImp, No. 3546: Альфонс V должен был получить остров Лемнос.
[24] RegImp, No. 3547.
[25] RegImp, N 3553, 3554
[26] Πρωτοπρ. Βασίλειος Ι. Καλλιακμάνης, Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ. "Η Αγία Υπομονή και ο Κωνσταντίνος Παλαιολόγος" // Страница греческого сайта Πεμπτουσία, https://www.pemptousia.gr/2014/05/i-agia-ipomoni-ke-o-konsta...la/.
[27] Nicol. 1992. P. 67-69
[28] La caduta di Costantinopoli. 1976. Vol. 1. P. 35, 162-164.
[29] La caduta di Costantinopoli. 1976. Vol. 1. P. 74.
[30] Nicol. 1992. P. 8-83.
[31] Nicol. 1992. P. 74-76
[32] Nicol. 1992. P. 92-93
[33] Nicol. 1992. P. 101-104.
[34] "Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог" // Житие на справочно-информационном портале Алчевского благочиния "Алчевск православный", http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/blazhennyj-imp...tml.