Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАССИАН УГЛИЧСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея.
Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея.
Кассиан Грек, Угличский, У́чемский (+ 1504/1509), чудотворец, преподобный

Память 4 апреля (УПЦ в Канаде [1]), 21 мая в день тезоименитства, 23 августа в день перенесения мощей (Др.-рус. [2], Греч. [3]), 2 октября в день кончины, а также в Соборе Ростово-Ярославских святых

В крещении был назван Константином. Его титул, приведенный в Житии, - князь мавнукский (мавнусийский, манкупский) - дал повод исследователям говорить о его крымском происхождении. Е. Е. Голубинский полагал, что Константин появился в Москве после 1475 года, когда крымское Мангупское княжество (Феодоро) было завоевано турками. Архиеп. Филарет (Гумилевский), считая Константина выходцем из знатной морейской семьи, полагал, что он был славянином, т. к. в Морее тогда жило много славян. В 1460 году Морея была захвачена османами, и кн. Константин, вероятно, эмигрировал в Рим. По другой версии, он был юности отправлен в Константинополь, где он был близок к императорскому двору, и бежал в Рим после падения Константинополя (1453) вместе с братом византийского императора Константина XI, Фомой Палеологом, князем Морейским.

Осенью 1472 года Константин прибыл в Московское государство в свите царевны Софии Палеолог, дочери морейского деспота Фомы, ставшей супругой Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича.

Многих из прибывших греков Иоанн III одаривал земельными наделами и другими богатыми дарами. Князь Константин смиренно отказался от подарков, не приняв "городов и областей в прокормление и земли в обдержание", и в течение нескольких лет жил при великокняжеском дворе.

Не ранее 22 июля 1481 года Константин стал боярином Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского). Возможно, под влиянием рассказов Константина в созданной при Ростовской кафедре Типографской летописи в статье под 1481 год (рассуждение о нашествии хана Ахмата на Русь в 1480) говорится о печальной судьбе жителей завоеванных турками земель (Болгария, Сербия, Греция, Трапезунд, Аморея, Хорватия и др.): они и "отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и [с]китаются по чюжим странам бедне" [4].

Преподобный основал монастырь в 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы. Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская церковь с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в августе 1484 года [5]. Это был второй храм (сооруженный на новом месте), следовательно, первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 года. Эта дата подтверждается другими источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 октября 1482 года Кассиан и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском монастыре. Согласно Житию Кассиана, ранее сооружения Успенской церкви Кассиан крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апреля 1483).

В Краткой редакции Жития приводится иная версия пострига Кассиана. Когда в 1489 году архиеп. Иоасаф (Оболенский) удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал и Константин. Ему отвели келью и поручили его наблюдению благочестивого иеромонаха Филарета. В обители князь проводил строгую подвижническую жизнь. Однажды в сонном видении ему явился бывший игумен обители преподобный Мартиниан Белозерский и строго повелел принять постриг. Игумен монастыря постриг князя в иночество с именем Кассиан. Через некоторое время Кассиан удалился в угличские пределы и основал Учемскую пустынь, получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина) (1489 - 1503).

В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития Кассиана) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского (+ 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской церкви дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии Кассиана и на противоречие между Житием Кассиана и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.

Углич являлся столицей владений кн. Андрея Васильевича Большого, боярином которого был родной брат архиеп. Иоасафа Василий Оболенский. Согласно Пространной редакции Жития Кассиана Грека, весенний разлив Волги уничтожил первые монастырские постройки. Огорченные иноки решили разойтись, но Кассиан убедил их остаться. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос от иконы Божией Матери, указавшей новое место для обители. Монахи не слушали советов преподобного, но все постройки дважды чудесным образом оказывались на месте, выбранном Кассианом Греком. Вскоре монастырь был отстроен на новом месте на средства кн. Андрея Васильевича Большого. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую церковь с трапезой), затем церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Князь пожаловал Учемскому монастырю земли, "имение на строение, хлеб, оброки, ругу".

Преподобный Кассиан Грек был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. Перед своей кончиной он избрал своим преемником иером. Илариона.

Дата смерти святого неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, Кассиан Грек скончался 4 октября 1509 года в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители - 32 года; в некоторых исследованиях как дата кончины Кассиана указан 1504 год [6].

В Житии сказано, что Кассиана был погребен "на монастырском дворе под открытым небом". В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в церкви Иоанна Предтечи. "Род начальника и строителя святыя обители сей... благоверного князя Константина, во иноцех Касияна" записан в синодике Учемской пустыни [7].

Почитание

Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор
Прп. Кассиан Грек. Русская икона (ок. 1706 г., артель Ф. Н. Рожнова. Запись 1853 г.). Углич, Богоявленский собор
Через год после преставления святого над местом его погребения начали происходить знамения и чудеса. В продолжение 120 лет после кончины преподобного в монастыре велась запись чудес. В первом чуде повествуется о явлении прп. Кассиана Грека благочестивому мужу Дометиану и его жене Гликерии. Незадолго до разорения Углича в Смутное время они ночью видели, как Кассиан ездил на белом коне вокруг Учемского монастыря держа в правой руке множество зажженных свечей. Один из литовских воинов попытался въехать на коне в обитель через св. ворота, но упал на землю; интервенты в страхе покинули монастырь. В 1609 году Учемская пустынь пострадала меньше других угличских монастырей, современники считали, что это произошло благодаря заступничеству св. Кассиана.

В "Чуде о первописаной иконе Кассиана" рассказывается о создании первой иконы святого в 1659 году. Слуга Учемской обители А. Павлов передал свящ. Симеону хартию, где было описано, «киим подобием» святой явился игум. Учемского монастыря Ермогену. Священник подготовил доску для иконы, но не приступил к работе. Во сне свящ. Симеон увидел стоящего рядом со своей постелью старца и чудесно запечатлевшийся на приготовленной доске его образ: "...власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен». Пробудившись, иконописец быстро создал икону святого, но по-другому: "...во иночестем образе и в схиме". Прп. Кассиан вновь явился иконописцу с повелением исправить "начертание бороды". Священник изменил образ и отправил его в обитель святого.

Не ранее 1629 года Ростовский митр. Варлаам II представил список чудес Кассиана Грека царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету. Состоялась канонизация прп. Кассиана, были составлены ему "стихиры, тропарь с кондаком и икосом, седальны и канон". По свидетельству Жития Кассиана Грека, в 1686 году М. Пименов, сын настоятеля московской Успенской церкви "у Сретенских ворот в Печатной слободе", "написал" (видимо, переписал) службу прп. Кассиану и его Житие и подарил в Учемскую пустынь "на поминовение сродникам".

К началу XVIII века погребение Кассиана Грека находилось в приделе во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, который был пристроен к деревянной Успенской церкви, место погребения было отмечено деревянной ракой. В 1711 году вместо деревянного был выстроен каменный Успенский храм. Видимо, тогда же в западную стену храма, снаружи, справа от входных дверей, вмонтировали белокаменную надгробную плиту прп. Кассиана с изображением герба: двуглавого орла в окружении двух вазонов с цветами [8]. В 1721 году на средства иеродиак. Стефана в Успенской церкви над погребением Кассиана Грека установили медную позолоченную раку. На ней хранился деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший святому; серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 октября 1710 года также на средства иеродиак. Стефана. По свидетельству прот. Васильевского, в раке преподобного хранилась часть его схимнического облачения, которую возлагали на людей, страдавших головной болью. До начала XX века в обители существовала деревянная часовня; по преданию, там молился Кассиан Грек. В 1825-1827 годах в церкви во имя св. Иоанна Предтечи был устроен придел во имя прп. Кассиана Грека.

Имя прп. Кассиана включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 году.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Ве́тхаго Ри́ма име́я воспита́ние,/ держа́ву оте́чества своего́, град Мангу́пский, оста́вль,/ и нивочто́же вмени́л еси́ княже́ние/ и сла́ву маловре́менную су́етнаго ве́ка Христа́ ра́ди,/ и па́че земна́го бога́тства избра́ бога́тство себе́ Небе́сное и сла́ву ве́чную,/ возвы́сив ум свой к Бо́гу,/ и житие́ свое́ со А́нгелы вожделе́л еси́ восприя́ти,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и Богоспаса́емаго У́глеча гра́да дости́гл еси́,/ и близ в преде́лех о́бласти его́ над Во́лгою реко́ю в пусты́ню всели́вся,/ и оби́тель пресла́вну в честь Бо́жия Ма́тере воздви́гл еси́,/ и в ней те́ло свое́ предложи́в я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Кассиа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас тот же

Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший У́глеч град,/ це́рковь же Бо́жия Ма́тере вельми́ ра́дуется,/ име́я многоцеле́бныя в себе́ мо́щи вели́каго чудотво́рца, преподо́бнаго Кассиа́на,/ возсия́вшаго от Ри́ма, я́коже со́лнце, всему́ ми́ру,/ издале́ча просвеща́я ве́рных сердца́,/ и́мже украси́ Бог це́рковь Ма́тере Своея́,/ те́мже ны́не мо́лим тя:/ бу́ди покрови́тель и засту́пник непобеди́мый от вся́ких бед гра́ду на́шему/ и всем ве́рным храни́лище,/ притекаю́щим в дом Бо́жия Ма́тере и кла́няющимся тебе́ / преподо́бне уго́дниче Христо́в Кассиа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас тот же

Я́коже пресве́тлое солнце, возсия́ нам от Ри́ма/ и к ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне о́тче Кассиа́не,/ и А́нгельски в Ру́сстей земли́ пожи́л еси́,/ и дре́вних по́стник на высоту́ воздержа́ния востече́,/ и в пусты́ни У́чме, близ Богоспаса́емаго гра́да У́глеча,/ оби́тель пресла́вну и́ноком во спасе́ние сооружи́,/ и храм благоле́пен Пречи́стей Богома́тери Ду́хом Бо́жиим уясни́,/ и в ней тобо́ю Бог прославля́ется,/ и ны́не моли́тися Го́сподеви не преста́й о ста́де свое́м,/ и́же мно́гими по́ты и труды́ стяжа́л еси́/ изба́вити его́ от всех обстоя́ний лука́ваго,/ и от вся́ких скорбе́й и бед невреди́му сохрани́тися,/ и нам, рабо́м твои́м, грехо́в проще́ние моли́твами твои́ми получи́ти,/ и гра́ду твоему́ У́глечу от напа́стей вся́ческих/ и находя́щих паде́ний, гне́вом Бо́жиим пра́ведным, свободи́тися умоли,// преподо́бне и Богому́дре о́тче Кассиа́не.

Литература

  • Житие кн. Константина Макнува града, что в Мореи // Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 42. С. 337-344; № 43. С. 345-348; № 14. С. 111-117; 
  • Житие и подвизи преподобного отца нашего игум. Паисия, создавшего обитель Пресвятой Владычицы нашей Богородицы... яже на Угличе // Там же. № 17. С. 136-142; 
  • Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 328; 
  • Житие Кассиана Учемского // Ярославские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 11. Стб. 161-167; № 12. Стб. 177-182; № 13. Стб. 193-196; № 16. Стб. 255-256; 
  • Житие прп. Кассиана Грека // Жития русских святых / Св.-Троицкий Ново-Голутвин жен. мон-рь. Коломна, 1993. Кн. 2: Май-июнь. С. 247-250; 
  • Описание о российских святых. С. 366; 
  • Угличский летописец / Отв. ред.: А. А. Севастьянова; подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996; 
  • Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2008.
  • Учемская Кассианова мужская пуст. // Ярославские ЕВ. 1861. № 29. С. 275-281; 
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 285-286; 
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 126; 
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 151; 
  • Васильевский П. В. Прп. Кассиан Грек, Учемский чудотворец, и основанная им Учемская пуст. Учма, 1905. Мышкин, 1997; 
  • Каган М. Д. Житие Кассиана Угличского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 361-366; 
  • Дергачёв В. В. Родословие Дионисия Иконника // ПКНО, 1988. М., 1989. С. 216; 
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 265. С. 140; № 282. С. 148-149; 
  • Горстка А. Н. Из истории культурной жизни Углича времени Андрея Васильевича Большого // Документальные собрания Углича. Углич, 1998. С. 52-71. (Исслед. и мат-лы по истории Угличского Верхневолжья; вып. 5); 
  • он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. Кат. № 48, 57, 58, 100; 
  • Карсаков О. Б. «Завещание» Кассиана Учемского и Учемский синодик: К истории Учемского мон-ря на рубеже XVII-XVIII вв. // Учемский сб. Мышкин, 1998. С. 21-24; 
  • Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам // ДРВМ. 2002. № 4(10). С. 20-27; 
  • Ерохин В. И. Русская Атлантида: Путев. по затопленным городам Верхней Волги. Рыбинск, 2005. С. 21; 
  • Сагнак И. В. О духовной литературе староверов г. Углича // Сообщения науч. конференций Угличского музея 2002, 2003, 2004 гг. Углич, 2005. С. 232-241.

Использованные материалы



[1]  "St Constantine-Cassian, Prince of Mangoup in Crimea" // Канадский сайт Українське Православ'я (архив), https://web.archive.org/web/20190324191903/http://www.lawren...tml.

[2]  "Неустойчивый характер ранней иконографии К. - и в княжеских, и в монашеских одеждах - повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 авг. встречаются оба варианта" (Е. Г. Сосновцева, Я. Э. З. "Кассиан Грек" // Православная энциклопедия, т. 31, с. 487-495, разд. "Иконография", https://www.pravenc.ru/text/1681243.html).

[3]  "Μετακομιδή του Ιερού λειψάνου του Οσίου Κασσιανού" // Греческий сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), https://www.saint.gr/1690/saint.aspx.

[4]  ПСРЛ. Т. 25. С. 201-202.

[5]  РГБ. Ф. 229. № 234. Л. 112

[6]  Филарет (Гумилевский). РСв; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 186-187

[7]  Мышкинский народный музей. М-15. Л. 45 об., XVII-XVIII вв.; см.: Карсаков. 1998. С. 22

[8]  Сообщение о плите имеется только в книге прот. П. В. Васильевского - настоятеля Успенской церкви с 1880-х годов до 1927, см.: Васильевский. 1997. С. 29, примеч. редактора. С. 40

Редакция текста от: 18.11.2023 15:54:13

"КАССИАН УГЛИЧСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google