![]() |
Епископ Стефан (Бех) |
Память 13 апреля и в Неделю новомучеников (РПЦЗ)
В миру Бех Валериан Степанович, родился 13 сентября 1872 года в Житомире, по другим сведениям - Санкт-Петербурге, в дворянской семье.
В 1897 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета с дипломом 2-й степени.
В сентября 1897 года года был принят без экзамена на первый курс Московской духовной академии. 8 июня 1898 года был переведен во второй академический курс.
19 ноября 1898 года уволен из числа студентов Московской духовной академии согласно прошению, по семейным обстоятельствам.
С 1 июля 1899 по 15 августа 1900 года - земский начальник в Яренском уезде Вологодской губернии.
В сентябре 1900 года поступил своекоштным студентом в Санкт-Петербургскую духовную академию, из которой в декабре того же года уволен согласно прошению, в связи с расстроенным здоровьем.
С 1 января 1901 года принят в число братии приписного к Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Махрищского монастыря, с 16 января того же года занимал должность законоучителя Махрищской церковно-приходской школы.
27 сентября 1903 года восстановлен на второй курс Московской духовной академии.
20 декабря 1903 года пострижен в монашество с наречением имени Стефан. Рукоположен в сан иеродиакона.
3 июня 1904 года оставлен на том же курсе по причине болезни [1].
5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха.
В 1907 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия [2].
По окончании академии находился в числе братии Яблочинского монастыря Холмской епархии.
29 сентября 1908 года назначен помощником смотрителя Соликамского духовного училища [3].
28 июля 1911 года назначен смотрителем Мингрельского духовного училища с возведением в сан архимандрита.
С 8 октября 1913 года - смотритель Бежецкого духовного училища.
С 8 октября 1914 года уволен от духовно-учебной службы с назначением его по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства.
Состоял духовником 1-го сводного Варшавского военного госпиталя [4].
С 28 октября 1915 года - смотритель Каргопольского духовного училища Олонецкой епархии.
12 августа 1918 года подал прошение патриарху об увольнении от должности смотрителя и зачислении в братию Александро-Невской Лавры, уведомив об этом в письме митрополита Вениамина: "Свою просьбу определить меня в Лавру я мотивировал главным образом желанием быть ближе к могиле моего духовного отца протоиерея Иоанна Кронштадтского, упомянув, что и родителей моих семейство проживает в Петрограде, и родная мать моя похоронена там же, и что большую часть жизни я прослужил в этом городе" [5].
С ноября 1918 года - архимандрит Александро-Невской Лавры.
В 1919 году был арестован в Петрограде, несколько месяцев находился под арестом, вскоре освобожден.
В 1920 году исполнял обязанности благочинного Лавры и ее духовника, позднее заведовал кладбищенской конторой [6].
9 октября 1921 года хиротонисан во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии.
Выступил против обновленчества.
![]() |
Епископ Стефан (Бех), тюремное фото |
В 1923 году был уволен на покой. В начале 1927 и в 1933 годах упоминается как пребывающий на покое.
Находился в Таганской тюрьме на 21 марта 1923 года (сохранилось его заявление с просьбой выдать ему тулуп, написанное после того, как у него украли одежду). Он обратился с просьбой в ПКК (Политический Красный Крест) к Е. П. Пешковой: "Прошу дать мне тулуп...Еду в Северную Сибирь, а одежду у меня украли в цейхгаузе Таганск... Морозы в Нарыме свирепые..." На письме - пометка Е. П. Пешковой: "Надо выдать. Е.П." 26 марта 1923 года он написал Пешковой письмо с выражением благодарности и поздравлением с Пасхой. В начале 1924 года еще находился в Таганской тюрьме. По некоторым источникам, вместо нарымской ссылки был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.
Освобожден в 1926 году, весной того же года временно управлял Вятской епархией.
После выхода июльской Декларации 1927 года состоял в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Отказался от административного подчинения митрополиту Сергию и был отстранен от управления епархией. Относился к "непоминающим". Был близок к иосифлянам [7].
В 1927-1929 годах - заштатный епископ, служил в различных храмах Ленинграда: с лета 1926 года - в церкви Алексия человека Божия, с 21 сентября 1927 года - в церкви Преображения Господня, бывшей при лейб-гвардии Гренадерском полку.
В 1929 году был арестован в Ленинграде и сослан на три года в Северный край по постановлению ОСО КОГПУ. В ссылке находился в селе Помоздино Усть-Куломского района Коми-Зырянской АО, затем в с. Бадь-Ель (Бадьельск) того же района.
7 сентября 1932 года был арестован в ссылке по обвинению в "создании к/р монархической церковной организации "Союз крестьян" и руководстве этой организацией". Проходил по групповому "делу церковной к/р организации "Союз крестьян". Коми, 1933г."
Скончался в тюрьме во время следствия 26 марта года. По другим сведениям, скончался 26 апреля 1933 года [8].
21 апреля 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к расстрелу с заменой на десять лет ИТЛ.
По свидетельству митрополита Мануила (Лемешевского): "Это был епископ, пользовавшийся большим авторитетом среди верующих. Его считали старцем-прозорливцем за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископ, а как старец-странник. У него были духовные дети, которых он духовно окормлял. Имел необычайное мужество говорить людям то, что думал о них" [9].
В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей был прославлен в лике святых как священномученик [10].
Литература
- "Церк. Ведом." 1911, № 3, с. 278; 1912, № 31, с. 322; 1914, № 44, с. 511; 1915, № 45, с. 514
- "ЖМП" 1933, № 16-17, с. 9.
- ФПС III, c. 6. ФАМ I, c. 19.
- Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 - 1945. Paris 1977. (Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 536, 594.).
- Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. с. 298.
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.237–238.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.993
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.765.
- Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.253.
- Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.298.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.4.
- Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С.140.
- Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С.41.
- Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184 с. С.742.
- Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008 с. С.603–613.
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.121-123.
Использованные материалы
- Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной академии за 1903 год: 4 сентября 1903 года. [Сергиев Посад].1904, с. 307-308, 310, 328:
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. СПб., 1917. с.101.
- Биография на сайте "Русское Православие":
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Фото в облачении взято с сайта "Алчевск Православный"
- Тюремное фото взято с сайта Фото-Мемориал.Org
[1] Журналы собраний Совета Императорской Московской духовной академии за 1904 год. Москва [Сергиев Посад].1905, с.318: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004115232?page=322
[2] "Выпускники Московской духовной академии 1907 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html
[3] Определение Св. Синода от 29 сентября - 7 октября 1908 года за №6779 //Церковные ведомости. 1908. №43 (25 октября), с. 327.
[4] См. Определение Св. Синода от 27-28 октября 1915 года за № 8743 // Церковные ведомости. 1915. №45 (7 ноября), с. 514.
[5] РГИА, ф. 815, оп. 11-1918, д. 66, л. 13.
[6] Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918–1922 гг. Часть II // Портал Богослов.Ru (дата публикации 2 января 2013 года): https://bogoslov.ru/article/3041971
[7] Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. с. 298
[8] См. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.121-123, 554 со ссылкой на Бурматов Г.И. Батеньковская церковь // Томский вестник (газета). Томск, 2000. 23 декабря. с. 6.
[9] Митр. Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979-1988. Т. 6. С. 237.
[10] Сайт миссионерского центра прмч. Афанасия, игум. Брестского, https://afanasiy.net/spysok-novomuchenykov-y-yspovednykov-ro...1-g со ссылкой на Троицкий Православный Русский Календарь на 1999 год // Джорданвилль 1998. С. 203-215.