![]() |
Протоиерей Киево-Софийского собора Иоанн Леванда |
Родился в марте 1834 года в городе Киеве в семье бедного сапожника Василия Секачки. Рано осиротел.
С 1748 по 1760 учился в Киевской духовной академии, куда поступил при поддержке местного священника И. Леванды, приняв его фамилию.
По окончании академии два года преподавал в низших ее классах.
В 1762 году вступил в брак Евфимией Ильиничной (урожд. Скребицкой), дочерью киевского мещанина. Имел сына Ивана (1870 - 1825), члена РАН, коллежского советника, по профессии - консула [1].
В 1763 году рукоположен во священника к Успенской соборной церкви, что на Подоле, с 1783 года - протоиерей Киево-Подольского собора, а с 1786 года до конца жизни — кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора.
Ревностно выполнял свои «пастырские» обязанности, даже во время чумной эпидемии в Киеве (1770 - 1772) и грандиозного пожара 1811 года.
Сочинения
Особенно популярны были его проповеди: они широко расходились в рукописях по всей России, некоторые из них публиковались в журнале «Сын отечества», посмертно в «Маяке», «Христианском чтении» и др., издавались отдельно в Москве и Киеве. Несколько его проповедей и письма вошли в 1878 в «Труды Киевской духовной академии» (Ч.3-4). Полное собрание «Слов и речей» было издано «иждивением содержателя театральной типографии А. Пехорского» (СПб.,1821. Ч. 1-3). Проповеди Леванды, при его жизни постоянно включались в церемониал различных празднеств, коронаций, принося автору известность и награды, о них восторженно отзывались литературные деятели, писатели — В.В. Измайлов, И.М. Долгорукий, Ф.Ф. Вигель и другие. В.В. Капнист постоянно поддерживал с ним дружеские отношения и вел переписку.
По тематике и направленности проповеди Леванды были традиционны. Из них только серия проповедей «На моровую язву» (1770 - 1772) и «Слово на Наполеона» (1812) касались непосредственно событий современности. В то же время проповеди свидетельствовали о его богатой литературной эрудиции и, очевидно, недюжинном актерском даровании: они носили характер горячих, взволнованных монологов, сопровождались выразительными жестами и даже слезами, вызывая у слушателей соответствующий эмоциональный отклик.
В «Словах и речах» ощущались традиции красноречия, характерные для Киево-Могилянской академии: барочная усложненность стиля, метафоричность образов. Он постоянно ссылался на авторитет античных писателей, философов, обращался к легендам и мифам, «осовременивал» и опрощал библейские образы, прибегал к экзотическим параллелям из мира природы. Поздние проповеди стали несколько строже в отборе материала, но сохранили стремление к занимательности, украшенности, словесной игре, ритмизации речи, подчеркнутой анафорой. Протоиерей охотно обращался к передаче различных эмоций, душевных состояний в духе сентиментализма, особенно в письмах, предназначенных для увещания и утешения.
Многие тексты проповедей и письма Леванды хранятся в ЦНБ АН Украины и ИРЛИ.
Награды
- набедренник
- скуфья
- камилавка (1810)
- митра (1798)
- Крест на алой ленте
- орден св. Анны I степени
Литература
- Евгений (Болховитинов). Словарь исторический. Т. 1 (1827)
- Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2.
- Максимович И. Воспоминания об И. Леванде // Киевские епарх. вед. 1869. № 10. Отд. 2.
- Терновский Ф., Голубев С. Киево-Софийский протоиерей Иоанн Васильевич Леванда // Тр. Киевской дух. академии. 1878. Т. 3-4.
- Порфирьев И. История рус. словесности. Казань, 1884. Ч. 2.
Использованные материалы
- Кононко Е.Н., Леванда Иван Васильевич, Справочники / Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1-3 /
- Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 158-159.
- Страница сайта "Русское Православие":
[1] Большая биографическая энциклопедия, со ссылкой на словарь Половцева, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/69651/Леванда