Иоаким I (+1246), патриарх Тырновский (1235 - 1246), 1-й болгарский патриарх после восстановления Болгарской Патриархии, святитель
Память 18 января.
Согласно проложному житию, Иоаким происходил из благородной болгарской семьи и в молодости много лет провел на Святой Горе Афон, являя образец монашеской жизни и послушания [1]. Иоаким вел строгую подвижническую жизнь, никогда не потягиваясь, чтобы не спать, и все его мысли в постоянной молитве.
Через некоторое время он вернулся в Болгарию и обосновался в местечке "над Красном" [2] на берегу Дуная, где вместе с 3 учениками - Диомидом, Афанасием и Феодосием они высекли в горах небольшую пещерную церковь в честь Преображения Господня. Вероятно, это произошло до 1218 года., так как болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования "слышал" о подвигах Иоакима [3], посетил его и одарил золотом. Здесь Иоакима называют старцем, что подчеркивает его сан и положение [4]. На царские деньги он нанял работников, которые высекли церковь во имя Архангела Михаила, которая стала частью пещерного комплекса Михаила архангела монастыря близ Русе.
В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи.
В 1234 году, после смерти архиепископа Василия, болгарский архиерейский Собор избрал иеромонаха Иоакима главой Болгарской Церкви. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Восточной Церкви, каноническое общение с Вселенской Константинопольской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с римской курией.
В 1235 году был созван Церковный Собор в городе Лампсаке под председательством Константинопольского Патриарха Германа II, на котором за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство [5]. На Соборе провозгласили "патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание" [6].
В том же 1235 году Иоаким участвовал в приеме в Тырнове святителя Саввы, архиепископа Сербского, возвращавшегося из паломничества в Святую землю, а после смерти последнего в болгарской столице (+13 января 1236 года) - в его погребении, а впоследствии - в освидетельствовании мощей и чудотворений от них и в их торжественной передаче сербскому королю Владиславу для перенесения в Сербию [7]. Поэтому Иоаким часто изображается в житийных циклах святителя Саввы Сербского, в сцене его успения.
Святой Иоаким мудро управлял своей Церковью в течение чуть более десяти лет, несмотря на испытания, вызванные татарскими набегами и династическими спорами. Его патриаршая деятельность в Житии в основном описана стандартными формулами: акцентированы его заботы о благочестии паствы и правителей, ходатайства за осужденных и впавших в царскую немилость [8].
Согласно Житию, святитель почил в мире 18 января 6754 (1246) года, но византийский современник Георгий Акрополит и его продолжатель Феодор Скутариот сообщают, что во время осады в 1237 году крепости Дзурулл (ныне Чорлу, Турция) Иоанн Асень II получил известие о смерти жены, ребенка и "тырновского епископа" [9], во 2-й версии – "тырновского архиерея” [10]. Болгарская историография отдает предпочтение сведениям Жития, считая, что византийские историки ошиблись [11].
Литература
- Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития // ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157;
- Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48;
- Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби / Ред.: К. Иванова. С. 87-88;
- Българската лит-ра и книжнина през XIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239;
- Жития на светите / Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский // Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346.
- Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново // Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20;
- Христов Х. И. Патриарх Йоаким // Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49;
- Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор // ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131;
- Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285;
- Българската лит-ра и книжнина през ХIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217;
- Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия // СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386;
- Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999.
Использованные материалы
- Чешмеджиев Д., Турилов А. А., "ИОАКИМ I" // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 169-170:
- http://www.pravenc.ru/text/468925.html (материал использован частично)
- "Mémoire de saint JOACHIM Ier, patriarche de TIRNOVO" // Vies des saints de ce jour. Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique. Страница монастыря Преображения Господня, Террассон-Лавильдьё - Франция:
- http://www.monastere-transfiguration.fr/synaxaire/SaintDuJour.pdf [12]
[1] Существует предположение, не получившее развития в литературе, что с Иоакимом в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный "от Святые горы некий великий старец в преподобны", написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I, игумену сербского монастыря Студеница Спиридону. См. Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игумена Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей) // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92), http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/444--60-1996
[2] Предполагается, что этим местом могли быть или современное с. Красен, см. Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев 1983. С. 283, или в с. Червен близ Руссе, см. Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството // Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282. В любом случае в долине р. Русенски-Лом, см. Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3
[3] Ангелов. 1962. С. 18
[4] Павлов, Грудков. 1999. С. 12
[5] Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная Энциклопедия, т. 5, с. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/468925.html
[6] Попруженко М. Г.Синодик царя Борила. София, 1928. С. 87; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 114
[7] Теодосиjе Хиландарац. Живот св. Саве / Изд.: Ђ. Даничић; приред. и предговор: Ђ. Трифуновић. Београд, 1973. С. 199-200, 202, 213; Дометиан, мон. Житиjе св. Саве / Предговор, превод и коментари: Љ. Jухас-Георгиевска; изд. на српскословенском: Т. Jовановић. Београд, 2001. С. 410, 424, 426
[8] Снегаров. 1954. С. 166; Николова. 1979. С. 129; Дуйчев. 1983. С. 284
[9] Летопись вел. логофета Георгия Акрополита // Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. С. 309
[10] Theodorus Scutariota. Compendium Chronicum // Bibliotheca Graeca medii aevi / Ed. C. Sathas. Venetia, 1894. Vol. 7. S. 479-480
[11] Христов. 1976. С. 47; Николова.1979. С. 129
[12] Модераторам: Mémoire de saint JOACHIM Ier, patriarche de TIRNOVO.
Originaire d’une noble famille bulgare, saint Joachim se retira de bonne heure sur la Sainte Montagne de l’Athos, et il s’y distingua par sa parfaite obéissance, non seulement à l’égard de ses supérieurs mais aussi envers tous les frères. Il menait une stricte vie ascétique, ne s’allongeant jamais pour dormir, et gardait son esprit dans une prière permanente. Après quelque temps, il revint en Bulgarie et s’installa à Kressen, sur les rives du Danube, où trois disciples se joignirent à lui : Diomède, Athanase et Théodose. Ils vivaient dans une grotte creusée à même la roche, mais par la suite, grâce au soutien du tsar Jean Asen II (1218-1241), ils édifièrent un monastère, dédié à l’Archange Michel et une église de la Transfiguration.
Au bout de quelques années, Joachim fut élevé à la tête de l’Église bulgare (1234), probablement grâce à l’appui de saint Sabas de Serbie [14 janv.], qui se trouvait alors à Tirnovo, et cette nomination fut bientôt sanctionnée par un synode des patriarches orientaux réunis à Lampsaque sous la présidence du patriarche Germain II. Saint Joachim gouverna avec sagesse son Église, pendant une vingtaine d’années, malgré les épreuves suscitées par les incursions tatares et les rivalités dynastiques. Il s’endormit en paix le 18 janvier 1248.