Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАКИМ I ТЫРНОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Иоаким Тырновский. Болгарская икона конца XX в.
Свт. Иоаким Тырновский. Болгарская икона конца XX в.
Иоаким I (+ 1246), патриарх Тырновский (1235 - 1246), первый болгарский патриарх после восстановления Болгарской Патриархии, святитель

Память 18 января (Болг., Греч., ПЦА [1])

Согласно проложному житию, Иоаким происходил из благородной болгарской семьи и в молодости много лет провел на Святой Горе Афон, являя образец монашеской жизни и послушания [2]. Иоаким вел строгую подвижническую жизнь, никогда не потягиваясь, чтобы не спать, и все его мысли в постоянной молитве.

Через некоторое время он вернулся в Болгарию и обосновался в местечке "над Красном" [3] на берегу Дуная, где вместе с тремя учениками - Диомидом, Афанасием и Феодосием они высекли в горах небольшую пещерную церковь в честь Преображения Господня. Вероятно, это произошло до 1218 года, так как болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования "слышал" о подвигах Иоакима [4], посетил его и одарил золотом. Здесь Иоакима называют старцем, что подчеркивает его сан и положение [5]. На царские деньги он нанял работников, которые высекли церковь во имя Архангела Михаила, которая стала частью пещерного комплекса Михаило-Архангельского монастыря близ Русе.

Житие умалчивает о прохождении Иоакимом иерархической лестницы, называя его духовным отцом Иоанна Асеня II. Из сообщения в конце текста, что Иоаким «провел во иерействе 19 лет», некоторые исследователи сделали вывод, что он был рукоположен во иерея около 1226 года [6].

В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II, встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи.

Патриаршество

Свт. Иоаким Тырновский. Фреска XIX в. из церкви св. Иоанна, монастырь Арапово, Болгария
Свт. Иоаким Тырновский. Фреска XIX в. из церкви св. Иоанна, монастырь Арапово, Болгария
В 1234 году, после смерти архиепископа Василия, болгарский архиерейский Собор избрал иеромонаха Иоакима предстоятелем Болгарской Церкви. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Восточной Церкви, каноническое общение с Вселенской Константинопольской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с римской курией.

В 1235 году был созван Церковный Собор в городе Лампсаке под председательством Константинопольского патриарха Германа II, на котором за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство [7]. На Соборе провозгласили "патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание" [8].

Исследователи по-разному толковали некоторые формулировки источников о Соборе и об избрании свт. Иоакима патриархом. Например, уточнение в тексте Жития, что он был поставлен патриархом на Соборе «всех западных архиереев», трактовалось либо как противопоставление болгарских, считавшихся «восточными» архиереев «прозападным» иерархам Никейской империи [9], либо как противопоставление «западных», тырновских и охридских архиереев «восточным», византийским [10], либо даже как указание на создание текста на востоке, в пределах Византийской империи [11].

В том же 1235 году Иоаким участвовал в приеме в Тырнове святителя Саввы, архиепископа Сербского, возвращавшегося из паломничества в Святую землю, а после смерти последнего в болгарской столице (+ 13 января 1236) - в его погребении, а впоследствии - в освидетельствовании мощей и чудотворений от них и в их торжественной передаче сербскому королю Владиславу для перенесения в Сербию [12]. Поэтому Иоаким часто изображается в житийных циклах святителя Саввы Сербского, в сцене его успения.

Святой Иоаким мудро управлял своей Церковью в течение чуть более десяти лет, несмотря на испытания, вызванные татарскими набегами и династическими спорами. Его патриаршая деятельность в Житии в основном описана стандартными формулами: акцентированы его заботы о благочестии паствы и правителей, ходатайства за осужденных и впавших в царскую немилость [13].

Кончина и почитание

Согласно Житию, святитель почил в мире 18 января 6754 (1246) года, но византийский современник Георгий Акрополит и его продолжатель Феодор Скутариот сообщают, что во время осады в 1237 году крепости Дзурулл (ныне Чорлу, Турция) Иоанн Асень II получил известие о смерти жены, ребенка и "тырновского епископа" [14], во 2-й версии – "тырновского архиерея” [15]. Болгарская историография отдает предпочтение сведениям Жития, считая, что византийские историки ошиблись [16].

Как патриарх, Иоаким должен был быть похоронен в одной из столичных церквей, но сведений о его захоронении и мощах не сохранилось. Житие заканчивается смертью святителя и опускает свойственный этому жанру рассказ о его посмертных чудотворениях. Поэтому предполагается, что оно было написано в Тырнове вскоре после смерти святителя [17] с целью упрочить патриарший статус Болгарской Церкви и предотвратить попытки его пересмотра Константинопольской Патриархией [18].

Неясен вопрос о литургическом почитании свт. Иоакима в XIII в. В большинстве случаев написание Жития святого подразумевает и создание службы ему. Однако никому из святых, почитавшихся в Тырнове в эпоху первых Асеней (кон. XII - сер. XIII в.), не было в это время написано полноценной оригинальной службы. Поэтому не исключено, что в честь свт. Иоакима были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до нашего времени. Память Иоакима не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание свт. Иоакима прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились.

Интерес к личности и деяниям свт. Иоакима (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болгарских книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 года его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» [19], но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 1810-х годов хиландарского происхождения [20].

Литература

  • Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития // ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157;
  • Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48;
  • Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби / Ред.: К. Иванова. С. 87-88;
  • Българската лит-ра и книжнина през XIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239;
  • Жития на светите / Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский // Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346.
  • Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново // Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20;
  • Христов Х. И. Патриарх Йоаким // Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49;
  • Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор // ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131;
  • Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285;
  • Българската лит-ра и книжнина през ХIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217;
  • Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия // СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386;
  • Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999.

Использованные материалы

  • Чешмеджиев Д., Турилов А. А., "ИОАКИМ I" // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 169-170:
  • "Mémoire de saint JOACHIM Ier, patriarche de TIRNOVO" // Vies des saints de ce jour. Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique. Страница монастыря Преображения Господня, Террассон-Лавильдьё - Франция:



[1]  "St Joachim I, Patriarch of Trnovo and Bulgaria", страница месяцеслова на официальном сайте Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/01/18/108002-st-joachim-i-p...ria.

[2]  Существует предположение, не получившее развития в литературе, что с Иоакимом в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный "от Святые горы некий великий старец в преподобны", написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I, игумену сербского монастыря Студеница Спиридону. См. Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игумена Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей) // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92), http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/444--60-1996

[3]  Предполагается, что этим местом могли быть или современное с. Красен, см. Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев 1983. С. 283, или в с. Червен близ Руссе, см. Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството // Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282. В любом случае в долине р. Русенски-Лом, см. Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3

[4]  Ангелов. 1962. С. 18

[5]  Павлов, Грудков. 1999. С. 12

[6]  Кодов. 1969. С. 46; Снегаров. 1954. С. 164; Николова. 1979. С. 129

[7]  Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная Энциклопедия, т. 5, с. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/468925.html

[8]  Попруженко М. Г.Синодик царя Борила. София, 1928. С. 87; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 114

[9]  Снегаров. 1954. С. 165

[10]  Павлов, Грудков. 1999. С. 21

[11]  Николова. 1979. С. 129

[12]  Теодосиjе Хиландарац. Живот св. Саве / Изд.: Ђ. Даничић; приред. и предговор: Ђ. Трифуновић. Београд, 1973. С. 199-200, 202, 213; Дометиан, мон. Житиjе св. Саве / Предговор, превод и коментари: Љ. Jухас-Георгиевска; изд. на српскословенском: Т. Jовановић. Београд, 2001. С. 410, 424, 426

[13]  Снегаров. 1954. С. 166; Николова. 1979. С. 129; Дуйчев. 1983. С. 284

[14]  Летопись вел. логофета Георгия Акрополита // Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. С. 309

[15]  Theodorus Scutariota. Compendium Chronicum // Bibliotheca Graeca medii aevi / Ed. C. Sathas. Venetia, 1894. Vol. 7. S. 479-480

[16]  Христов. 1976. С. 47; Николова.1979. С. 129

[17]  Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 529

[18]  Ников П. Църковната политика на Иван Асеня II // Българска ист. б-ка. София, 1930. Т. 3. С. 96; Златарски В. История на бълг. държава през сред. векове. София, 1972. Т. 3. С. 387, 596-602; Николова Б. Неравният път на признанието: (Каноничното положение на Бълг. църква през Средновековието). София, 2001. С. 111-112

[19]  «Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642

[20]  Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. № 14. Л. 11

Редакция текста от: 18.04.2016 21:29:47

"ИОАКИМ I ТЫРНОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google