Свт. Иоаким Тырновский. Болгарская икона конца XX в. |
Память 18 января (Болг., Греч., ПЦА [1])
Согласно проложному житию, Иоаким происходил из благородной болгарской семьи и в молодости много лет провел на Святой Горе Афон, являя образец монашеской жизни и послушания [2]. Иоаким вел строгую подвижническую жизнь, никогда не потягиваясь, чтобы не спать, и все его мысли в постоянной молитве.
Через некоторое время он вернулся в Болгарию и обосновался в местечке "над Красном" [3] на берегу Дуная, где вместе с тремя учениками - Диомидом, Афанасием и Феодосием они высекли в горах небольшую пещерную церковь в честь Преображения Господня. Вероятно, это произошло до 1218 года, так как болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования "слышал" о подвигах Иоакима [4], посетил его и одарил золотом. Здесь Иоакима называют старцем, что подчеркивает его сан и положение [5]. На царские деньги он нанял работников, которые высекли церковь во имя Архангела Михаила, которая стала частью пещерного комплекса Михаило-Архангельского монастыря близ Русе.
Житие умалчивает о прохождении Иоакимом иерархической лестницы, называя его духовным отцом Иоанна Асеня II. Из сообщения в конце текста, что Иоаким «провел во иерействе 19 лет», некоторые исследователи сделали вывод, что он был рукоположен во иерея около 1226 года [6].
В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II, встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи.
Патриаршество
Свт. Иоаким Тырновский. Фреска XIX в. из церкви св. Иоанна, монастырь Арапово, Болгария |
В 1235 году был созван Церковный Собор в городе Лампсаке под председательством Константинопольского патриарха Германа II, на котором за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство [7]. На Соборе провозгласили "патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание" [8].
Исследователи по-разному толковали некоторые формулировки источников о Соборе и об избрании свт. Иоакима патриархом. Например, уточнение в тексте Жития, что он был поставлен патриархом на Соборе «всех западных архиереев», трактовалось либо как противопоставление болгарских, считавшихся «восточными» архиереев «прозападным» иерархам Никейской империи [9], либо как противопоставление «западных», тырновских и охридских архиереев «восточным», византийским [10], либо даже как указание на создание текста на востоке, в пределах Византийской империи [11].
В том же 1235 году Иоаким участвовал в приеме в Тырнове святителя Саввы, архиепископа Сербского, возвращавшегося из паломничества в Святую землю, а после смерти последнего в болгарской столице (+ 13 января 1236) - в его погребении, а впоследствии - в освидетельствовании мощей и чудотворений от них и в их торжественной передаче сербскому королю Владиславу для перенесения в Сербию [12]. Поэтому Иоаким часто изображается в житийных циклах святителя Саввы Сербского, в сцене его успения.
Святой Иоаким мудро управлял своей Церковью в течение чуть более десяти лет, несмотря на испытания, вызванные татарскими набегами и династическими спорами. Его патриаршая деятельность в Житии в основном описана стандартными формулами: акцентированы его заботы о благочестии паствы и правителей, ходатайства за осужденных и впавших в царскую немилость [13].
Кончина и почитание
Согласно Житию, святитель почил в мире 18 января 6754 (1246) года, но византийский современник Георгий Акрополит и его продолжатель Феодор Скутариот сообщают, что во время осады в 1237 году крепости Дзурулл (ныне Чорлу, Турция) Иоанн Асень II получил известие о смерти жены, ребенка и "тырновского епископа" [14], во 2-й версии – "тырновского архиерея” [15]. Болгарская историография отдает предпочтение сведениям Жития, считая, что византийские историки ошиблись [16].
Как патриарх, Иоаким должен был быть похоронен в одной из столичных церквей, но сведений о его захоронении и мощах не сохранилось. Житие заканчивается смертью святителя и опускает свойственный этому жанру рассказ о его посмертных чудотворениях. Поэтому предполагается, что оно было написано в Тырнове вскоре после смерти святителя [17] с целью упрочить патриарший статус Болгарской Церкви и предотвратить попытки его пересмотра Константинопольской Патриархией [18].
Неясен вопрос о литургическом почитании свт. Иоакима в XIII в. В большинстве случаев написание Жития святого подразумевает и создание службы ему. Однако никому из святых, почитавшихся в Тырнове в эпоху первых Асеней (кон. XII - сер. XIII в.), не было в это время написано полноценной оригинальной службы. Поэтому не исключено, что в честь свт. Иоакима были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до нашего времени. Память Иоакима не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание свт. Иоакима прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились.
Интерес к личности и деяниям свт. Иоакима (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болгарских книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 года его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» [19], но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 1810-х годов хиландарского происхождения [20].
Литература
- Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития // ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157;
- Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48;
- Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби / Ред.: К. Иванова. С. 87-88;
- Българската лит-ра и книжнина през XIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239;
- Жития на светите / Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский // Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346.
- Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново // Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20;
- Христов Х. И. Патриарх Йоаким // Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49;
- Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор // ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131;
- Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285;
- Българската лит-ра и книжнина през ХIII в. / Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217;
- Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия // СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386;
- Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999.
Использованные материалы
- Чешмеджиев Д., Турилов А. А., "ИОАКИМ I" // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 169-170:
- http://www.pravenc.ru/text/468925.html (материал использован частично)
- "Mémoire de saint JOACHIM Ier, patriarche de TIRNOVO" // Vies des saints de ce jour. Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique. Страница монастыря Преображения Господня, Террассон-Лавильдьё - Франция:
[1] "St Joachim I, Patriarch of Trnovo and Bulgaria", страница месяцеслова на официальном сайте Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2015/01/18/108002-st-joachim-i-p...ria.
[2] Существует предположение, не получившее развития в литературе, что с Иоакимом в афонский период его жизни может быть отождествлен соименный "от Святые горы некий великий старец в преподобны", написавший послание о монастырской жизни, адресованное ученику св. Саввы I, игумену сербского монастыря Студеница Спиридону. См. Турилов А. А. Поучение Моисея и сборник игумена Спиридона: (Новгородский памятник XII в. в контексте русско-южнослав. связей) // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 89-92), http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/444--60-1996
[3] Предполагается, что этим местом могли быть или современное с. Красен, см. Снегаров. 1954. С. 164; Дуйчев 1983. С. 283, или в с. Червен близ Руссе, см. Ангелов. 1962. С. 16; Бакалова Е. Към въпроса за отражението на исихазма върху изкуството // Търновска книжовна школа. София, 1974. Т. 1. С. 282. В любом случае в долине р. Русенски-Лом, см. Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 530. Бел. 3
[4] Ангелов. 1962. С. 18
[5] Павлов, Грудков. 1999. С. 12
[6] Кодов. 1969. С. 46; Снегаров. 1954. С. 164; Николова. 1979. С. 129
[7] Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная Энциклопедия, т. 5, с. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/468925.html
[8] Попруженко М. Г.Синодик царя Борила. София, 1928. С. 87; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 114
[9] Снегаров. 1954. С. 165
[10] Павлов, Грудков. 1999. С. 21
[11] Николова. 1979. С. 129
[12] Теодосиjе Хиландарац. Живот св. Саве / Изд.: Ђ. Даничић; приред. и предговор: Ђ. Трифуновић. Београд, 1973. С. 199-200, 202, 213; Дометиан, мон. Житиjе св. Саве / Предговор, превод и коментари: Љ. Jухас-Георгиевска; изд. на српскословенском: Т. Jовановић. Београд, 2001. С. 410, 424, 426
[13] Снегаров. 1954. С. 166; Николова. 1979. С. 129; Дуйчев. 1983. С. 284
[14] Летопись вел. логофета Георгия Акрополита // Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. С. 309
[15] Theodorus Scutariota. Compendium Chronicum // Bibliotheca Graeca medii aevi / Ed. C. Sathas. Venetia, 1894. Vol. 7. S. 479-480
[16] Христов. 1976. С. 47; Николова.1979. С. 129
[17] Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 529
[18] Ников П. Църковната политика на Иван Асеня II // Българска ист. б-ка. София, 1930. Т. 3. С. 96; Златарски В. История на бълг. държава през сред. векове. София, 1972. Т. 3. С. 387, 596-602; Николова Б. Неравният път на признанието: (Каноничното положение на Бълг. църква през Средновековието). София, 2001. С. 111-112
[19] «Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642
[20] Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. № 14. Л. 11