Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Андрей (Ухтомский, кн.), (26 декабря 1872 - 4 сентября 1937), архиепископ

Андрей (Ухтомский), епископ Уфимский и Мензелинский, в миру князь Александр Алексеевич Ухтомский, родился в д. Вослома Рыбинского уезда Ярославской губ.

Происходил он из древнего княжеского рода Рюриковичей. Достоверно известно, что потомок Рюрика в двенадцатом колене князь Глеб Васильевич владел уделом на Бело-Озере, а в шестом его поколении князь Иван Иванович Каргопольский получил удел на реке Ухтоме, название которой и дало имя княжескому роду.

В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» о нем сказано: «Герб рода князей Ухтомских. В щите, имеющем голубое поле, изображены: золотой крест, под ним серебряная луна, рогами вверх обращенная, а в нижней части щита две серебряные рыбы, плавающие крестообразно в реке. Щит покрыт мантиею и шапкой, принадлежащими княжескому достоинству».

В роду Ухтомских были воеводы, участвовавшие во взятии Казани, в Полоцких походах, служившие стольниками, имевшие другие высокие чины. В годы Смутного времени с шайками самозванцев около города Хлынова (Вятки) сражался князь Михаил: восемь братьев Ухтомских погибли в бою у местечка Конотоп в битве с поляками и запорожцами.

Князья Ухтомские выступили на стороне князя Хованского в годы раскола русской православной Церкви в семнадцатом веке, и в дальнейшем род Ухтомских неоднократно выражал свои симпатии старообрядчеству.

Из рода князей Ухтомских вышел знаменитый зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский, построивший колокольню Троице-Сергиевой Лавры, ставший учителем Баженова и Казакова. Адъютант Нахимова Леонид Ухтомский — из того же именитого рода. Дядя будущего епископа Эспер Алексеевич прославился тем, что совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь» и написал книгу «Философия Востока», а его сын Эспер Эсперович стал ученым-этнографом, дипломатом, путешественником, поэтом и публицистом, некоторое время являлся воспитателем будущего императора Николая II.

В девятнадцатом веке в роду вновь возобладали военные традиции: дядя будущего епископа Леонид — адъютант Нахимова, впоследствии сам адмирал, другой дядя-адмирал — участник обороны Порт-Артура.

Отец будущего епископа Алексей Николаевич Ухтомский десять лет служил на флоте. По его желанию оба его сына — Александр и Алексей — учились в кадетском корпусе, который закончил он сам и его братья. После службы на флоте Алексей Николаевич служил в канцелярии Ярославского губернатора, но вскоре оттуда уволился и занимался хозяйством в своем родовом поместье в Восломе.

Мать Антонина Федоровна, будучи женщиной идеально доброй, никогда никого «ни словом, ни делом не обидела и, мало того, — ей приходилось иногда сглаживать и исправлять те резкости в отношении к людям, которые позволял себе отец», — вспоминал епископ Андрей. Накануне своей кончины значительную часть своего состояния завещала Церкви.

С любовью и признательностью князь Александр вспоминал свою няню, Манефу Павловну, бывшую крепостную, до конца дней жившую в доме Ухтомских: «С ее молитвенного шепота я и выучил свои первые молитвы... Я уже архиереем говорил неоднократно проповеди на темы, заимствованные из мудрых наставлений моей няни».

Окончив пять классов гимназии, князь Александр поступил в 1887 г. в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого в 1891 г. принят в Московскую духовную академию. Решению поступать в Академию предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским на верхней палубе Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.

Будучи студентом духовной академии, Александр часто встречался с отцом Иоанном, вел с ним переписку, а позже вспоминал о нем в своих проповедях и статьях. Учился Ухтомский, судя по всему, средне, но без задолженностей, занимая 33—35-е места в переводных списках курса.

Представив на последнем курсе итоговую работу под названием «О гневе Божием», Александр Ухтомский окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища, пострижен в монашество 2 декабря, а 6 декабря рукоположен во иеромонаха.

В 1897 году - инспектор Александровской миссионерской семинарии, в 1899 год - наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита.

4 октября 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. Хиротонию совершали: архиепископ Димитрий, Назарий, епископ Нижегородский; Митрофан, епископ Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани. С 25 июля 1911 г. - епископ Сухумский. С 22 декабря 1913 г. - епископ Уфимский и Мензелинский. В 1918 году отлучил от Причастия грабителей чужих имений, написав послание следующего содержания: "Я не могу и не имею права, как епископ молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Всякий грабитель есть оскорбитель свято Церкви, и Церковь на два года отлучает его от святого своего общения, по свящ. канонам. Поэтому и я, как епископ Церкви Уфимский, по данной мне от Господа Иисуса Христа власти вязать и решить грехи человеческие, настоящим посланием своим определяю и объявляю: все воры и грабители, носящие христианское имя и участвовавшие в погроме г. Уфы, отлучаются от св. Причастия на два года; в случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучаются на один год. Только в случае смертельной болезни эта эпитимия может быть снята духовником. Пусть за эти два года все эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении греха своего, да отвратить Господь от нас всех гнев свой, праведно на нас движимый". ("ЦВ" за 1918 г., № 5, с. 211). Прибавление. Был членом созданного осенью 1918 Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. После разгрома белых арестован в феврале 1920 г. в Новониколаевске. Осенью выступил с заявлением о лояльности к Советской власти и просьбой об освобождении, вскоре освобожден и уехал в Уфу. Неоднократно подвергался арестам и ссылке. В 1921 году назначен епископом Томским, но в Управление епархией не вступил. Арестован в феврале 1922 г. "за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы"; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения. В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело "за недостатком улик". В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад). 28 августа 1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что 13/26 апреля 1926 г. Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении. С 1922 года, после ареста Свят. Патриарха Тихона, по 1928 год и в последующие годы явно и тайно ставил целый ряд архиереев. Неизвестно с кем совершал он первую хиротонию и кого поставил первым. Из рукоположенных им архиереев остались верными Православной Церкви: Кирилл (Васильев) в схиме Макарий, Николай (Парфенов) "Горбатенький", Трофим (Яковчук), Антоний (Миловидов), Марк (Боголюбов) и Серафим (Афанасьев), остальные, поставленные им, считаются отошедшими в так называемый Андреевский раскол: 1) Аввакум (Боровков); 2) Вениамин (Фролов); 3) Иов; 4) Иринарх; 5) Питирим (Ладыгин); 6) Руфим (Троицкий) и другие, о которых сведениями в настоящее время не располагаем. Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кзыл-Орду. Вновь арестован 4 октября 1928 г. и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7 октября 1931 г. После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Вновь арестован и сослан 1 апреля 1932 г. в Алма-Ату. 19 сентября 1932 г. получил Святые Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия. Расстрелян 4 сентября 1937 года в Ярославской тюрьме по решению "тройки" Управления НКВД Ярославской области. Реабилитирован в 1989 году. Был большой ревнитель церковной старины, церковного устава, старинных церковных песнопений, благолепного служения, знал замечательно церковный устав. Редактор и основатель журнала "Заволжский Летописец", в котором помещал свои статьи. Духовный писатель. Брат академика АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского.

Труды

  • Речь, произнесенная 3 октября 1907 г. при наречении его во епископа. "Изв. Каз. еп." 1907, № 42, с. 1304-1309.
  • "О смысле жизни". Казань, 1902.
  • "Из православно-церковного учения забытые мысли". Казань, 1903.
  • Речь пред отпеванием Высокопреосв. Никанора, архиепископа Казанского. "Изв. Каз. еп." 1910, № 46-47, с. 1314-1316.
  • "Как понимать человекообразные представления Св. Писания о Боге". Казань, 1904.
  • "О любви Божией на Страшном Суде Христовом". Казань, 1904.
  • "О нормальном положении православия в православном Русском царстве". Казань, 1908.
  • "Мнения Уфимских земцев о церковных делах". Уфа, 1915.
  • "О сознательной уставности в богослужении". "Прих. Чтение" 1914, № 9, с. 292-294.

и разные другие статьи и заметки в церковно-общественной периодической печати.

Литература:

  • "Церк. Вед." 1907, № 38, с. 345, 1911, № 41, с. 323, 1914, № 2, с. 5.
  • "Приб. к "ЦВ" 1907, № 49, с. 2194-2197, 1913, № 24, с. 1167, 1918, № 5, с. 211.
  • "Прав. Собес." 1907, декабрь, с. 865, 1910, март, с. 399, ноябрь, с. 1.
  • "Русск. Паломн." 1911, № 41, с. 655, 1914, № 7, с. 111.
  • "Мис. Кален." 1907, с. 128, 129.
  • "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4, 1935, № 23-24, с. 11.
  • "Церк. Вестн." 1908, № 1, стб. 21, № 25, стб. 758, № 31, стб. 951.
  • "Изв. Каз. еп." 1899, № 17, с. 737-740, 1903, № 17, с. 14, 1905, прил. к № 43 и 44, с. 12, № 44, с. 1319-1321, 1907, № 41, с. 1271-1273, № 47, с. 1493-1494, № 43, с. 1345-1347; 1353-1354, 1908,
  • отчет попеч.-ва за 1907, с. 5, № 5, с. 139, № 6, с. 193-196, № 12, с. 390, № 37, с. 1074, 1909, № 7, с. 216-217, № 11, с. 329-330, № 15, с. 423-425, № 41, с. 1175-1176, № 44, с. 1279-1280, № 47, с. 1366-1368, 1910, № 4, с. 137-139, № 40, с. 1115-1116, 1911, № 34, с. 967, № 36-37, с. 1029-1060, 1912, № 45, с. 1359, № 48, с. 1465, 1914, № 7, с. 212, № 19-20, с. 625-626.
  • "Красная Башкирия" от 16 октября 1926 г., № 237 (2157).
  • "Правда" от 10 августа 1922 г., № 178.
  • Булгаков, с. 1401, 1413.
  • БЭС т. I, стб. 167, 168, т. II, стб. 2135.
  • НЭС т. II, стб. 827.
  • ФПС I, № 23, с. 2.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 272-273.
  • Er wurde im Isolator von Jaroslavl' erschossen M. Pol'skij, Novye muceniki 11, 129.
  • M. Popovskij, Zizn' i zitie Vojno-Jaseneskogo, archiepiskopa i chirurga (Paris 1979) S. 133-135.

Использованные материалы

Редакция текста от: 09.03.2007 00:04:37
Последняя подтвержденная редакция: 09.07.2019 06:11:16

"АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google