Преподобный Иоанн Шавтели и Евлогий юродивый |
Преподобный считается выходцем из Шавшети - Шавтели на одном из диалектов грузинского языка означает "из Шавшети" [1].
В молодости св. Иоанн получил превосходное образование в Гелатской академии в Западной Грузии, где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии он принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия на юге Грузии, в уединенной келии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания.
В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве, из которого особенно выдающимся произведением является ода "Абдул-Мессия" ("Раб Христов"). В оде преподобный именует себя самого "странником" и "рабом Христовым".
В начале XIII века, когда грузинское войско под предводительством царя Давид Сослана направилось на Басианскую битву, святая царица Тамара с многочисленной свитой, состоящей из высших иерархов Грузинской Церкви, отправилась молиться в Одзрхийскую обитель. Среди сопровождавщих Царицу был и преподобный Иоанн Шавтели. Во время литургии в Одзрхе произошло чудо: наделённый Господом даром предвидения, юродивый Евлогий пал ниц и прославил Бога, а преподобный Иоанн истолковал это как указание на счастливый исход битвы. Так и случилось - победа грузин, выступивших из Вардзийского монастыря против четырехсот-тысячной армии мусульман, позволила Грузии сохранить независимость и остаться оплотом Православия на Среднем Востоке, что содействовало и укреплению единоверной Византии. Преподобный Иоанн Шавтели в честь победы Грузии в Басианской битве написал "Песнь Вардзийской Богородице".
Скончался в глубокой старости. Память его издревле чтится Грузинской Православной Церковью.
Сочинения
Преподобный Иоанн написал свою знаменитую оду "Абдул-Мессия" ("Раб Христов") в 1210-1214 годах, в Вардзийском монастыре. В ней он воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. Много молитвенных строф посвящено в ней святым благоверным грузинским правителям - царю Давиду Возобновителю и царице Тамаре Великой, которой и посвящена ода. Богословская значительность оды особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во Имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита, о Небесной и церковной иерархии. Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: "Про Абдул-Мессию пели строфы звучные Шавтели, - он в искусстве преуспел!"
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 145-146.
- Житие по книге прот. Захарии в русском переводе
- http://www.jmp.ru/svyat/apr01.htm
[1] Нуткарадзе, Ш. Х., Особенности юго-западных диалектов грузинского языка по речи мухаджиров-грузин и грузиноязычного населения исторического Тао-Кларджети, Тбилиси, 1995, http://cheloveknauka.com/osobennosti-yugo-zapadnyh-dialektov...ric