Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич |
Память 27 марта [1], 23 января (Греч. [2]), 30 августа (Костром. [3]) и в Соборе Костромских святых [4] [5]
Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам - основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как "подражатель" в подвигах и даже как "собеседник" преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375).
Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).
Юность преподобного в службе воспевается так: "От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев". Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил "свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню".
Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.
Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: "Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив"; "Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение". Не год и не два, а "многое время" преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.
Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. "Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия". О том, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме, письменных свидительств нет, но в пользу этого говорит описание его иконописного образа XVIII в. "Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах" [6].
Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался "источником неисчерпаемых чудес боготочных" и "кладезем чудес неистощимых".
Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как "святой", "преподобный", "чудотворец". Имя его включено в "Описание о российских святых" [7]. Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й половины XVIII века с изображением святого в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-е годы (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 года по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).
В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.
Литература
- Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 284;
- Сырцов И. Я. Преподобный Александр, основатель и игумен Александровской (упразд.) пустыни на р. Воче в Солигаличском уезде // Костромские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. № 4-5;
- Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 32;
- Соловьёв А. И. Подробная опись 108 рукописей XVII и XVIII вв., принадлежащих церкви с. Коровного, Солигаличского уезда, Костромской губернии // Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 1-138;
- Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 8-9; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 308-309;
- Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский и Чухломской. Пг., 1916. С. 52.
Использованные материалы
- Жизнеописание на сайте Костромской епархии
- Православная энциклопедия, Т. 1, С. 521-522
- Краткое житие на сайте "Православный календарь"
- Краткое житие в книге: "Синаксарь. Жития святых Православной Церкви". Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Т. IV, с. 337
[1] "Настольная книга священнослужителя", т. 3 (М., 1979, с. 111, 113-114; "зелёная" Минея-март, ч. 2, с. 398, http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2398.html ; "Синаксарь. Жития святых Православной Церкви". Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Т. IV, с. 337, причем без оговорки о том, что данная память не включена в месяцеслов РПЦ; память отмечена также на странице с кратким житием на портале Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life720.htm , в календаре на сайте Свято-Троицкой церкви в Балтиморе (Патриаршие приходы в США), http://www.holytrinityorthodox.com/calendar/index.php?year=2...=-4 .
[2] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1858/sxsaintinfo.aspx
[3] Эта память, указанная в статье Православной энциклопедии (т. 1, с. 521-522, http://www.pravenc.ru/text/64342.html ), подтверждается на официальном сайте Костромской епархии, http://www.kostromaeparhia.ru/index.php?option=com_content&v...=56 , однако в официальном календаре Русской Православной Церкви отсутствует.
[4] Единственная память, отмеченная в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, http://calendar.rop.ru/svyat1/svm-a.html
[5] В календаре на сайте Свято-Троицкой церкви в Балтиморе (Патриаршие приходы в США), http://www.holytrinityorthodox.com/calendar/index.php?year=2...=-4 , отмечена также память 29 августа.
[6] Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16.
[7] Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI