Прп. Авраамий Галичский с иконой Божией Матери "Умиление" |
Память 20 июля и в Соборах Костромских и Радонежских святых.
Место рождения и мирское имя Авраамия Галичского неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, преподобный первоначально подвизался в Нижегородском Печерском монастыре, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь.
Спустя некоторое время с благословения прп. Сергия Радонежского св. Авраамий ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне монастырь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, который владел Галичем в 1360-1363 гг.
Впоследствии прп. Авраамий основал еще три монастыря:
- Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.),
- Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на),
- Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на).
Преподобный скончался в часовне близ последнего монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Эти монастыри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389).
Согласно житию, прп. Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 года, однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником преподобного Авраамия назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г.
Преподобный Авраамий Галичский сыграл особую роль в распространении Христианства в крае. Он был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в монастыре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное). Житие прп. Авраамия было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого монастыря Протасием, который положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые бо́льшая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и других чудес, происходивших от мощей преподобного Авраамия.
Прп. Авраамий Галичский. Икона XVII в. (ЦАК МДА) |
В XVI-XIX вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким в XVIII в., были упразднены и обращены в приходские церкви (в 1773 и два - в 1764), однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был.
Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались.
Иконография
Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом» [1]; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия» [2].
На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (вторая пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: прп. Авраамий молит прп. Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя прп. Авраамий приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба. Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении прп. Авраамию образа Богородицы «Умиление»: напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и второй пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения - с иконой в руках, поддерживаемой ангелами. Изображения прп. Авраамия хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.
Литература
- Чухломской Аврамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859;
- Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912.
- Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 982;
- Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861;
- Ключевский. Древнерусские жития. С. 276;
- Житие и преставление преподобного и богоносного отца нашего игумена Авраамия Галичского нового чудотворца. СПб., 1865, 18992;
- Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 65-74;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6-7;
- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 396;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 111-112;
- Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках. М., 1966. С. 149-152;
- Преподобный Сергий Радонежский / Авт.-сост. Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 152-155. Ил. 80, 81;
- Авдеев А. Галичские книжники // Галичский край. Галич, 1995. С. 44-48;
- Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 35-36. № 2;
- Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI-XIX вв./ ГМЗК. М., 1999. С. 185. Ил. 24.
Использованные материалы
- Н. А. Зонтиков, Э. Н. И. Авраамий Галичский. Православная энциклопедия, т. 1, с. 173-175
[1] Филимонов. С. 396
[2] БАН. Строг. № 66. Л. 155об., кон. XVIII в.