Авраам [1] (ок. 350 - 422-444), епископ Каррский, святитель, преподобный
Память 14 февраля [2]
Родился около 350 года. Происходил из Киррской области в Сирии.
В юности подвизался в Халкидской пустыне близ Антиохии, где следовал чрезвычайно строгой аскезе, отчего тяжело заболел и не мог ходить. Исцелившись чудесным образом, он покинул пустыню и под видом торговца прибыл в селение Ливан близ Эмессы (ныне Хомс, Сирия), где решил проповедовать Евангелие среди язычников. Поселившись в небольшом доме, сначала несколько дней безмолвствовал, а потом вместе с другими христианами стал совершать Божественные службы. Узнав об этом, жители селения пришли в ярость и, завалив двери, решили с кровли засыпать собравшихся землей. Однако, увидев, что замурованные в доме люди продолжают молиться и ничего не предпринимают для своего спасения, жители Ливана, пораженные их мужеством, раскопали вход и приказали заключенным покинуть селение. В это время туда прибыли сборщики податей, и святой Авраам, не помня обид, причиненных ему, согласился быть покровителем поселян и внес за них залог 100 солидов. Многие жители Ливана под его влиянием крестились и построили храм, в котором он стал иереем и прослужил 3 года, после чего решил вновь удалиться в пустыню.
Между тем опустела Каррская кафедра, и преподобный, вопреки желанию, был рукоположен во епископа. Ему досталась в управление провинция с многочисленным языческим населением. Став епископом, он сохранил образ жизни пустынника: питался одним салатом, цикорием и петрушкой, отказываясь от овощей, приготовленных на огне, хлеба и даже воды. Стал известен своей заботой о странниках, а также удивительной способностью примирять враждующие стороны и защищать несправедливо обиженных. Слава о его подвигах дошла до императора Феодосия Младшего, который пригласил святого в Константинополь и принял его с великим почетом. В столице преподобный скончался, после чего сам император с торжественной процессией провожал до гавани его останки, которые затем перевезли в Сирию и погребены в Каррах (ныне Харран, Турция).
Почитание
Краткое житие святого было трижды переведено на славянский язык в 1-й половине XIV века, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV века. В XVI веке житие святого помещено под 14 февраля в Великих Минеях Четьих [3].
Литература
- Феодорит, История боголюбцев, XVII.
- Феодорит, Церк. ист., IV 28.
- ActaSS., Febr., Т. 2, 1658, Col. 767-768.
- SynCP., Col. 465.
- Le Quien, OC, T. 2, 976.
- Tillemont, Mémoires, T. 7, 785; T. 8, 482; T. 12, 407, 670.
- ЖСв., Февр, 290-291.
Использованные материалы
- Грацианский М. В., "АВРААМ, еп. Каррский," Православная энциклопедия, т. 1, 156:
- Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии:
- http://www.jmp.ru/svyat/feb14.htm (недейств.)
[1] Или Авраамий, Аврамий; греч. ̓Αβραάμ, ̓Αβραάμης, ̓Αβραάμιος, лат. Abraham, Abramius.
[2] По месяцеслову Журнала Московской Патриархии, http://www.jmp.ru/svyat/feb14.htm. Статья Православной энциклопедии указывает память 14 или 13 февраля.
[3] Иосиф, архим. Стб. 481.