Прп. Иоанн (Чимчимели). Икона |
Память 10 февраля (Груз., Греч. [2])
Сведения о преподобном Иоанне Чимчимели крайне скудны. Жил он на рубеже XII и XIII веков. Был представителем гелатской литературно-богословской школы, последователь течения эллинофильства в древнегрузинской письменности.
Личность и творческая деятельность Иоанна Чимчимели вызывают споры в грузинской научной литературе. Некоторые исследователи, опираясь на высказывания об Иоанне писателей XVIII-XIX веков католикоса-патриарха Восточной Грузии Антония I (Багратиони), монаха Германа, Давида Ректора, царевича Иоанна Багратиони (Батонишвили) и на некоторые сведения, содержащиеся в рукописях, отождествляют Иоанна с грузинским средневековым философом Иоанном Петрици [3]. Другие [4], иначе интерпретируя те же сведения, а также основываясь на анализе языковых и терминологических данных, опровергают идентичность приписываемых Иоанну и Петрици произведений.
Образование преподобный Иоанн получил в литературной школе грузинского монастыря Петрицони (ныне Бачково) в Болгарии.
Имя Иоанна как автора хвалебного слова в честь Димитрия I (+ 1155/56), сына царя св. Давида IV Строителя, упоминается в груз. хронике "История и восхваление венценосцев", входящей в состав летописного древнегрузинского свода «Картлис Цховреба». Там же Иоанну приписывается авторство одного стихотворения.
Он перевёл несколько произведений экзегетического характера: Толкования книги Екклесиаста Митрофана Смирнского и Олимпиадора Александрийского, Толкования Евангелий от Марка и от Луки Феофилакта Болгарского. Переводы Иоанна Чимчимели имели большое значение для грузинской духовной литературы.
Прп. Иоанн (Чимчимели). Икона кон. XX века (частное собрание) |
Епископ Тимофей (Габашвили), известный грузинский церковный деятель XVIII века, в своём сочинении "Мимосвлани" ("Путешествия") описывает фрески Иерусалимского Крестового монастыря и в числе святых отцов и мучеников называет и преподобного Иоанна Чимчимели: "Узрели на стене Крестового монастыря святых отцов и мучеников Грузии... (среди них) достойного отца Иоанна Чимчимели, грузина и философа".
К лику святых, вероятно, причислен в древности.
Литература
- Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 76, 155;
- Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тифлис, 1909. Т. 2. С. V-XVI;
- Марр Н. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв. СПб., 1909. С. 56-57;
- Кекелидзе К., прот. Митрофан Смирнский. Тбилиси, 1920. С. LVIII-LXXXII (на груз. яз.);
- Кекелидзе К., прот. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 296-298;
- История и восхваление венценосцев / Груз. текст перевел К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 18;
- То же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114;
- Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие / Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1956. С. 86 (на груз. яз.);
- Иоанн Петрици. Лествица добродетелей / Изд.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968. С. 23-31 (на груз. яз.);
- Антоний I (Багратиони), Католикос-Патриарх. Мерное слово / Изд.: И. Лолашвили, 1980. С. 268-276 (на груз. яз.).
- Челидзе Э. Жизнь и деятельность Иоанна Петрици // Религия. 1994. № 3/4/5. С. 133-136; 1995. № 1/2/3. С. 76-89 (на груз. яз.);
- Меликишвили Д. К вопр. о языковой индивидуальности и единстве Гелатской лит. школы // Изв. Гелатской науч. академии. Гелати, 1996. Вып. 2. С. 33 (на груз. яз.);
- Жития груз. святых / Ред.: прот. Захарий (Мачитадзе) и др. Тбилиси, 2002. С. 28-29;
- Цкитишвили Т. Толкование на Евангелие от Иоанна свт. Феофилакта Болгарского и проблемы древнегруз. лит-ры: [Дис.]. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.).
- Нозадзе Теона, იოანე პეტრიწი (ჭიმჭიმელი, XII ს.) // Религиозно-общественный православный интернет-журнал "Амбиони", 07 августа .2011 (на груз.яз.):
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 92-93. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе:
- ღირსი მამაჲ ჩვენი იოანე ჭიმჭიმელი, ფილოსოფოსი (XII) // Жития грузинских святых, Тбилиси, 2004 (на груз. яз.):
- Рапава М.А., "Иоанн(Чимчели)" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 260-261:
[1] Существует несколько точек зрения относительно этимологии родового имени прп. Иоанна - Чимчимели: "небесный", "драгоценный камень" (Сулхан-Саба Орбелиани); также оно трактуется как происходящее от Чирими - названия села в Самцхе (историческая провинция Южной Грузии).
[2] "Ὁ Ἅγιος Ἰωάννης ὁ Φιλόσοφος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2088/sxsaintinfo.aspx
[3] Такого мнения придерживались Н. Я. Марр, М. Джанашвили, С. Горгадзе, К.Кекелидзе, И. Лолашвили, Т. Цкитишвили
[4] Ф. Жордания, П. Ингороква, Д. Меликишвили, Э. Челидзе