Димитрий Хиосский (1780 - 1802), мученик.
Память 29 января (Греч.) и в Соборе новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)
Родился в 1780 году в Палеокастроне, на острове Хиос, в благочестивой христианской семье.
Юношей Димитрий приехал в Константинополь к брату Заннису, занимавшемуся торговлей, и поступил к нему на работу. Когда Заннис узнал о тайной помолвке Димитрия с некой девушкой, он выгнал его из магазина. Оказавшись в крайней нищете, Димитрий вспомнил, что шейх-уль-ислам задолжал его брату за покупку тканей в кредит. Он отправился в дом к турку, чтобы получить деньги и воспользоваться ими. Там Димитрий встретил мусульманскую девушку. Очарованная его красотой, она уговорила Димитрия принять ислам и остаться с ней. Два месяца юноша прожил в ее доме как вероотступник.
Раскаявшись, он бежал во время Рамазана и укрылся в районе Ставродромион в христианской семье. Он попросил прощения у Занниса и написал письмо родителям на Хиос, в котором рассказал о случившемся и о желании пострадать за Христа. После этого юноша исповедался священнику. Под его руководством Димитрий день и ночь проводил в посте и молитве, прося у Бога прощения за отступничество. Духовник, сомневаясь в твердости юноши, препятствовал его намерению принять мученическую кончину. Однако после того как Димитрий дважды был удостоен божественных видений, священник понял, что принятое юношей решение угодно Богу. Он исповедовал и причастил Димитрия и отпустил к турецкому правителю.
Димитрий предстал перед каймакамом (начальником округа) и открыто исповедовал себя христианином. Хиосцы, находящиеся в Константинополе, собрали деньги для освобождения Димитрия из тюрьмы, опасаясь, что юноша не выдержит пыток. Узнав об этом, Димитрий просил молиться, чтобы он удостоился принять мученический венец. Несмотря на уговоры турок и старания мусульманки, которая, надеясь вновь обратить его в ислам, пришла к нему в тюрьму, он оставался твердым в своей готовности пострадать за Христа.
Димитрия подвергли пыткам и обезглавили. Многие христиане пришли на место казни, желая получить волос с его головы, кусочек одежды или омочить в его крови платок и т. о. приобщиться к страданиям мученика Христова. Один архидиакон договорился с палачом за вознаграждение, что тот оботрет орудие казни платком и отдаст ему. На белом платке отпечатались руки мученика в виде креста. В третий день после смерти Димитрия каймакам издал указ не отдавать тело мученика христианам, а бросить его в море. Однако Промыслом Божиим останки мученика были перевезены на остров Проти и похоронены в местном монастыре. Там же хранится и платок с чудесным отпечатком рук мученика.
Многие чудеса происходили по молитве к Димитрию. Прп. Афанасий Паросский написал Мученичество Димитрия, вошедшее в состав "Нового Лимонария", и последование в его честь.
Литература
- ΝΛ3. Σ. 24-29;
- Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 626;
- Ματθαίου. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 702;
- Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 456-467.
- Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 62;
- ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1069-1070;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 111;
- Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 160-162.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 15, с. 62-63