Феодор Новгородский (+ 1392), Христа ради юродивый, блаженный.
Память 19 января.
Родился в семье благочестивых родителей, богатых и именитых новгородских граждан. Воспитанный в строгом христианском благочестии, он, по достижении зрелого возраста, принял на себя подвиг юродства Христа ради, все свое состояние раздал бедным, а сам до конца жизни пребывал в крайней бедности, не имея не только крова над головой, но и теплой одежды в морозные дни.
Обличая взаимную вражду граждан новгородской Торговой стороны с жителями Софийской стороны, блаженный Феодор делал вид, что враждует с блаженным Николаем Кочановым, подвизавшимся на противоположной Софийской стороне. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, то блаженный Николай гнал его на Торговую, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженные, духом понимая друг друга, видимой враждой напоминали новгородцам их междоусобицы, которые часто оканчивались кровавыми столкновениями.
Блаженный имел дар прозорливости и, предупреждая: "Берегите хлеб", предсказывал наступающий голод. В другое время словами "чисто тут будет - хорошо будет сеять репу" он предрек пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. Блаженный Феодор предвидел свою кончину и говорил новгородцам: "Прощайте, иду далеко". Граждане новгородские еще при жизни видели в нем угодника Божия и высоко чтили его.
Скончался 19 января 1392 года, был похоронен по завещанию на Торговой стороне, на Лубянице, у церкви святого великомученика Георгия, на паперти которой святой особенно любил проводить ночи в неустанной молитве. Над его мощами была сооружена часовня.
Тропарь блж. Феодору, Христа ради юродивому, Новгородскому
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогдаже уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преблаженне Феодоре, / и ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, / но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.