Блж. Николай Кочанов |
Память 27 июля
Родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы "от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.
Блаженного Николая Господь прославил даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушёл, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь.
Жил он на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый, блаженный Феодор. Обе эти стороны враждовали друг с другом, и доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление среди них архиепископа, который осенял их святым крестом. Чтобы образумить своих сограждан и показать им всю бессмысленность и греховность подобной вражды, оба блаженных вели между собой притворную войну. Часто один из них приходил нарочно на чужую сторону, а другой блаженный непременно его прогонял. Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону Феодора. Тот ответил: "Ни за что не пойду туда - там живет злой Никола, он непременно побьёт меня!" Но всё-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал Николай со словами: "Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону?" Спасаясь от него, Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде. Но Николай, тоже ступив на воду, стал догонять. Оба бежали по воде. Наконец, блаженный Николай остановился и бросил вдогонку святому Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: "Феодор, отдай кочан, он мой, не твой!" Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым [1].
Святые 27 июля: вмч. Пантелеимон и блж. Николай Кочанов. Мстёрская (московских мастерских) икона (кон. XIX - нач. XX в.). Киев, Национальный музей русского искусства |
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Терпе́нием свои́м и му́жеством/ Христа́ ра́ди во юро́дство претвори́вся, блаже́нне Нико́лае,/ ху́дость ри́зную име́я,/ тя́гость ва́ра дневна́го поне́сл еси́/ и мра́зы зи́мныя терпе́л еси́./ И ны́не, в Вы́шиних Тро́ице предстоя́,/ на́м, приходя́щим с ве́рою к ра́це моще́й твои́х,/ исцеле́ние подае́ши, твое́ успе́ние че́стно сла́вящим,// и мо́лиши Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас тот же
Го́рняя му́дрствуя,/ свя́то жи́тельствуя и сла́вы ми́ра отбега́я,/ юро́дство Христа́ ра́ди избра́л еси́, блаже́нне Нико́лае,/ и ны́не, в Вы́шних Тро́ице предстоя́,/ на́м, честну́ю па́мять твою́ сла́вящим/ и с ве́рою к ра́це моще́й твои́х приходя́щим,/ исцеле́ние подае́ши// и мо́лиши Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Я́ко Андре́я блаже́ннаго учени́к и насле́дник бы́л еси́,/ того́ же стопа́м после́дуя, юро́диве Нико́лае Коча́нов,/ и п'аки от мирски́я ча́ди уничиже́ние и пха́ние прие́мля,/ о и́хже согреше́ниих Христу́ Бо́гу моля́ся./ По честне́м же твое́м успе́нии Вели́кий Но́вград и́мать мо́щи твоя́ в себе́,/ я́ко неистощи́мое сокро́вище,/ подае́ши бо исцеле́ние/ ве́рою к ра́це моще́й твои́х приходя́щим// и успе́ние твое́ че́стно сла́вящим.
Использованные материалы
- Страницы календаря портала Православие.ру:
- Страница календаря сайта Сестрорецкого Петропавловского храма:
- Минея. Июнь, ч. 3, изд. Московской Патриархии, с. 202, 207:
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3202.html (тропари)
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul3/jul3207.html (кондак)
- Жития святых в изложении свт. Димитрия Ростовского:
[1] Интересно, что на мстёрской иконе рубежа XIX-XX веков святой изображён не с капустным, а с кукурузным кочаном. Однако это анахронизм, т. к. в Россию кукуруза попала лишь в XVIII веке, о чём художнику было неизвестно.