Святитель Арсений Керкирский |
Память 19 января
Родом из Палестины в царствование имп. Василия I Македонянина (867-868) в семье благочестивых родителей; отец происходил из Иерусалима, мать - из Вифании. Долгое время они оставались бесплодными и, когда после долгих молитв родился Арсений, решили посвятить его на служение Богу. Арсения отдали в монастырь, где он был обучен иноческому житию и получил хорошее образование. В 12 лет принял постриг.
Затем он отправился в Селевкию (Сирия), где усовершенствовал свои познания в науках и был рукоположен во пресвитера. Корабль, на котором Арсений возвращался в Иерусалим, был захвачен пиратами. Святой обратился к разбойникам с мудрыми и кроткими речами, и его проповедь обратила их к покаянию.
Поклонившись святым местам, Арсений отправился в Константинополь. Патриарх Трифон (928-931) поручил ему «заботу о церквах» (ἐνεπιστεύθη τὴν φροντίδα τῶν ̓Εκκλησιῶν), возможно, Арсений получил должность иконома.
При патриархе Феофилакте, около 933 года, за свои добродетели он был избран епископом Керкирским. Он стал первым из иерархов острова Керкира в сане архиепископа. Во время набега «скифов» на остров (возможно, нападение болгар в 941) святитель, вышедший к разбойникам со словами увещевания, был захвачен в плен. Растерявшиеся жители Керкиры, видя его самопожертвование, исполнились мужества и приложили все усилия для освобождения святителя.
Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями. Так, уже в старости он отправился в Константинополь ходатайствовать за свою паству, которой угрожал неправедный гнев императора Константина VII Багрянородного. Возвращаясь из Константинополя, Арсений в пути заболел и скончался в Коринфе около 953 года.
Его мощи были перенесены на Керкиру и положены в соборе святых апостолов Петра и Павла. Еще при жизни святитель получил от Бога дар исцеления и чудотворения. Мощи его также прославились многими чудесами. Во время венецианского владычества обладателями мощей стали католики. В настоящее время мощи святителя Арсения находятся в епископской часовне Керкирской митрополии. Митрополит Керкирский Тимофей (Тривизас) в 1986 году пожертвовал для мощей святителя драгоценную раку [1].
Свт. Арсения ошибочно отождествляют с монахом Арсением, который состоял в переписке с патриархом Фотием, и поэтому неправильно относят время жизни святителя к VIII в.
Сохранилось житие свт. Арсения [2], включенное в синаксарь не позднее второй пол. XVII в., и ода, написанная в честь святителя Арсения Иоанном Крассом [3]. Пространное житие находится в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца. Память Арсения Керкирского внесена в русские календари в XVII в., начиная с печатных Святцев 1656 г.
Известно богослужебное последование святителю Арсению, впервые изданное в 1694 г. [4]. В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, это последование не вошло.
В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. [5], в разделе «Песнотворцы» об облике свт. Арсения сказано: «Юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы...».
Труды
Свт. Арсений известен как гимнограф и писатель. Ему принадлежат похвальные слова ап. Андрею [6], вмц. Варваре [7], мч. Ферину Эпирскому [8], им написаны анакреонтические стихи на Христово Воскресение [9]; ему обычно атрибутируется составление канона Елеосвящения 4-го гласа с акростихом «̓Ευχῆς ἐλαίου ψαλμὸς ἐξ ̓Αρσενίου» (Молитва елеа, пение Арсениево) [10], а также канона сщмч. Тимофею Прусскому [11].
Публикации
- Тропари из канона на елеосвящение // Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.292.
Литература
- Память святаго Арсения, архиепископа Керкирского // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 5. – Ч. 2. – Месяц январь, дни 16–31.
- Арсений // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
- Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.81.
- Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 31.
- Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 458.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.290–292.
Использованные материалы
- Лосева О.В., Никитин С.И. Арсений Керкирский // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия». Т. III, стр. 384-385
- Жизнеописание на официальном сайте РПЦ
- Статья в справочнике "Персоналии" на сайте Богослов.ru
[1] Δίπτυχα. 1999. Σ. 550
[2] BHG, N 2044
[3] BHG, N 2045
[4] Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14
[5] Ч. 3. § XV. № 18
[6] BHG, N 105
[7] BHG, N 218
[8] BHG, N 1799
[9] Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707
[10] M. Jugie
[11] J. Mateos