Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОФИЛАКТ (ГОРСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феофилакт (Горский) (+ 1788), епископ Коломенский, духовный писатель

Родился в семье Никиты Иванова, дьячка церкви Космы и Дамиана на Вшивой (Швивой) горке, который позднее стал священником храма Богоявления в Елохове (+ 1751) [1]

Обучался в Московской Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1758 году пострижен в монашество и в том же году определен в академию учителем аналогии.

В 1759 году рукоположен во иеродиакона и назначен учителем синтаксимы.

В 1762 году рукоположен во иеромонаха и определен учителем риторики.

В 1767 году переведен на философию.

С 20 мая 1768 года - префект академии.

12 октября 1770 года [2] определен ректором Славяно-Греко-Латинской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря.

В 1773 издал на латинском и русском языках в виде дискуссионных тезисов христианские догматы православной веры.

С 8 августа 1774 года - архимандрит Донского монастыря.

18 сентября 1776 года хиротонисан во епископа Переяславского.

Собирал материал для издания в 1784 «Догматико-нравоучительного богословия» (на латинском языке).

С 6 мая 1788 года - епископ Коломенский.

Скончался 12 сентября 1788 года.

Труды

Главный труд еп. Феофилакта - «Гармония и толкование на все Священное Писание» - до сих пор остается в рукописи. По мнению Тареева, Феофилакт - один из основателей собственно отечественной традиции религиозно-философской мысли. Наряду с Платоном (Левшиным) он стал выразителем метода анагогии, требующего синергического одухотворения «внешности красящегося слога», или буквы, что позднее дало повод некоторым авторам упрекнуть Феофилакта в компилятивности. Напротив, для Феофилакта характерно подчеркивание «сокровенности» своей мысли или духовного опыта. Его творчество явилось наглядной иллюстрацией вывода В. Зеньковского о «конкретном онтологизме» как одной из основных особенностей русского философствования.

  • Сокращение догматов христианских (на рус. и лат. яз.). М., 1773.
  • Догматы христианской православной веры (на рус. и нем. яз.). М., 1773.
  • Надгробное слово митр. Тимофею Щербицкому. М., 1767.
  • Слово в день ап. Андрея Первозванного. М., 1776.
  • Слово на день ап. Петра и Павла. М., 1776.
  • Толкование на Св. Писание (в рукописи).
  • Ortodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina christiana de credendis et agendis", в 2-х частях (Догматы Православной Восточной Церкви, или Христианское учение о том, во что должно верить (часть I) и как должно действовать (часть II) тем, кто посвятил себя изучению богословия, со всеми необходимыми для того сведениями (на лат. яз.)), — Лейпциг, 1784; СПб., 1792; СПб., 1818.

Литература

  • Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. - Смоленск, 1898, вып. 1, с. 195.
  • Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. — СПб., 1827. -Т. 2, с. 340-341.
  • Смирнов С. История Московской Славяно-Греко-Латинской академии. М., 1855.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2, Чернигов, 1863 (СПб., 1884), с. 357 - 358.
  • Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901.
  • Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 403.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 141.
  • Цветник Пешношский. М., 1898. с. 26-27.
  • Православный собеседник. 1900. февр. с. 213.
  • Свирелин А. И., "Переславский Горицкий, ныне упразднённый монастырь", -М.: 2004, стр. 13,14. (В основе переиздания - книга, изданная во Владимире в 1902 году.) :
  • Русская старина. 1904. сент. с. 662.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского., СПб., 1900—1911. - Т. 12. с. 361.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., - Т. 2, с. 1411.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890 - 1907., Т. 4, доп., с. 934.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896 - 1913. Т. XXV. с. 456.
  • Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с.47, 64.

Использованные материалы



[1]  История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода. (1721-1821) / Соч. Николая Розанова. Кн. 2. - М., 1870, Прим. С. 78

[2]  См.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. - СПб., 1877, стб. 160 -http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13047-stroev-p-m-spiski-ierarho...m/4. По другим сведениям, еще в 1769 году определен ректором Московской Славяно-греко-латинской академии.

Редакция текста от: 20.12.2020 08:00:18

"ФЕОФИЛАКТ (ГОРСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google