Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАГОГИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анаго́гия (от греч. ἀναγογή - возведение) - метод небуквального (духовного) толкования, который выясняет эсхатологический смысл Священного Писания, т.е. данным методом извлекаются из текста указания на исполнение Божиих обетований в грядущем Царстве Божием, или, по словам свт. Димитрия Ростовского "нечто, приличное жизни вечной, ея же чаем, или Церкве, в вышних торжествующей, к нейже прейти желаем, и надеемся".

Для примера можно привести широко известное толкование библейского города Иерусалима в четверичной (буквальный, аллегорический, тропологический, анагогический) системе смыслов Священного Писания сформулированной прп. Иоанном Кассианом Римлянином (+ 435) в его 14-м "Собеседовании". С точки зрения прямого буквального смысла, Иерусалим является городом в Палестине, буквального переносного - вся Иудея, при аллегорическом толковании - Церковь Христова, при тропологическом - душа человека, при анагогическом толковании - как Небесный Град. Эта модель толкования, стала основной в западном схоластическом богословии, и получила название "квадрига".

Разница между этими методами кратко объяснялась в рифмованном изречении, составленном в XIII веке Николаем Лиринским: "Буква учит тому, что совершалось; аллегория - во что веровать, нравственность - как поступать; анагогия - к чему стремиться" [1].

Герменевтическое учение прп. Иоанна Кассиана Римлянина было воспринято схоластической традицией экзегезы, в которой анагогический смысл соответствует надежде, аллегорический - вере, а тропологический - любви.

Ещё одним примером анагогического толкования может служить пророчество Иезекииля о сухих костях (Иез. 37:1-14). В самом тексте пророк Иезекииль ясно объясняет, что значат ожившие кости - это образ сокрушённого и изгнанного израильского народа, которому предстоит вернуться на свою родину и зажить там полноценной жизнью. Однако сегодня этот отрывок прочитывается как указание на воскресенье мёртвых.

Анагогически можно растолковать Пс. 94:11: "и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой". Если понимать этот отрывок буквально, под "покоем" понимается земля обетованная, в которую не вошли вышедшие из Египта евреи, а только их дети. Анагогически же "покой" означает вечную жизнь, небесный покой, который обещал Бог любящим Его и в который не войдут грешники.

Литература

  • Дронов М., прот. Анагогическое толкование. / Православная Энциклопедия. Т. 2. М. 2001.
  • Десницкий А. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности. // «Восток (Oriens)», 2010, 2.
  • Десницкий А. С. Введение в библейскую экзегетику. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

Использованные материалы



[1]  "Littera gesta docet, quid credas allegoria, // Moralis quid agas, quo tendas anagogia"

Редакция текста от: 20.12.2020 08:25:44

"АНАГОГИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google