Вход (цсл., греч. είσοδος) - вхождение, приход:
- "благослови наша входы и исходы, деяния, дела, словеса" - благослови наши вхождения и исхождения, дела, изделия, слова (утреня, молитва иерея утренняя 8);
- "сами бо весте, братие, вход наш иже к вам, яко не вотще бысть" - вы сами знаете, братья, о нашем приходе к вам, что он не был напрасен (1 Фес. 2,1).
Вход (богослуж.) - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через царские врата.
На вечерне совершается "вход с кадилом" перед каждением алтаря и пением "Свете тихий". На Литургии совершается "малый вход", или "вход с Евангелием" (после пения антифонов), и "великий вход", или "вход с дарами" (предлагаемыми для Евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения.
Происхождение входа таково: в древности Евангелие и Дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.
Использованные материалы
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 99.