Чтимый список иконы "Прежде Рождества и по Рождестве Дева". Икона работы мастеров ТСЛ, XX-XXI вв. Никольский собор Николо-Пешношского монастыря |
Память 17 октября
Икона была принесена в Николо-Пешношский монастырь известным купцом московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией Мокеева. Пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери он оставил в своей келье. После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан стоявшего близ обители (в селе Рогачеве) егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы исходил необыкновенный свет. В то время Шабашев подвергся несправедливому обвинению, послужившему причиной удаления его от занимаемой им должности. Не найдя справедливого отношения к делу перед земными властителями, капитан решил обрести истину у Небесной Владычицы. С горячими слезами он склонился перед Её пречистым образом в обители. Через несколько дней после этого он услышал ночью голос Богоматери, явившейся к нему и сказавшей: "Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на икону серебряную ризу." Шабашев исполнил повеление Богоматери. Прошло немного времени, и он был оправдан.
Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма.
Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления. Обитель тогда убереглась от холеры, несмотря на то, что врата ее всегда были открыты для всех, гостиница - заполнена, а монашествующие ходили крестными ходами в ближние селения и совершали требы вместо заболевших или умерших приходских священников. В том же году составили службу и установили день празднования иконе - 17 октября. С этого года икона находилась за клиросом храма.
Ещё более образ прославился в 1888 году, так-как день чудесного спасения царской семьи во время крушения царского поезда был 17 октября - днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.
В предреволюционный период образ помещается в Покровском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен.
В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Этот список был поставлен в Никольском соборе монастыря и также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы [1].
Прежде Рождества и по Рождестве Дева. Икона из Николо-Пешношского монастыря. Рисунок из кн. Е. Поселянина. |
Описание
Икона размером 12 вершков в вышину на 9 в ширину. На образе Богородица представлена фронтально по пояс с восседающим на Её левой руке Предвечным Младенцем. Спаситель и Его Мать увенчаны царскими коронами. Иисус Христос держит в деснице царский скипетр. Левой рукой Богомладенец опирается на державу, которую Богородица, как бы помогая Ему, придерживает снизу.
Литургической основой икон данного извода является богослужебный текст богородична (глас 7): "...прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева." На формирование иконографии оказали влияние такие западные образцы, как распространенное в средневековой Германии изображение Богоматери "Dreimal Wunderbare Mutter" ("Трижды дивная Матерь"). Среди иных известных в России образов по иконографии наиболее близки иконы Ломовская, Шестоковская, Мишковская и Чубковская из Стародубья [2].
Список Николо-Пешношской образа "Прежде Рождества и по Рождестве Дева". Икона нач. XX в. Cобр. Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. |
См. также
- Злотникова Ирина Владимировна, Чудотворные иконы Брянского края и их списки. Проблемы бытования и иконографии: автореферат кандидатской диссертации, М., 2011, с. 21-22:
Использованные материалы
- "Икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»", официальный сайт Николо-Пешношского монастыря:
- "Прежде Рождества и по Рождестве Дева", Поселянин Е. Н., ред., Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон, СПб.: книгоиздательство П. П. Сойкина, 1909, кн. 4, с. 674-675:
[1] "Знамение от иконы Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»", официальный сайт Николо-Пешношского монастыря, 21 марта 2019, http://peshnosha.com/news/znamenie-ot-ikony-bozhiej-materi/
[2] "Калужская и Боровская епархия", Православная энциклопедия, т. 29, с. 585-628, http://www.pravenc.ru/text/Калужской и Боровской епархии.html