Преподобный Григорий Хандзтийский |
Память 5 октября и в Соборе Кларджетских преподобных (Груз.)
Родился в 759 году. Согласно Житию, он приходился племянником жене правителя Картли Нерсе Эристави и воспитывался в их семье.
Агиограф пишет, что Григорий "усвоил псалмы Давида и церковную науку, изучаемую на голос (т. е. церковное пение, богослужебный устав и гимнографию. - ред.); изучил все отеческие писания на грузинском языке, а также грамотность на многих языках, усвоил наизусть божественные книги... мудрость философов всего мира" [1]. За склонность к монашеской жизни Григория называли отшельником, но родственники заставили его принять иерейский сан и готовили к архиерейской хиротонии. Юноша, считая себя недостойным высокого сана, бежал в опустошенную арабскими завоеваниями Кларджети вместе с двоюродным братом свт. Саввой (впосл. Ишханский епископ), преподобными Христофором и Феодором.
Преподобный Григорий Хандзтийский |
О деятельности Григория Хандзтийского и его учеников Габриел рассказал св. блгв. царю Ашоту I Великому. Преподобный был приглашен во дворец и принят с большими почестями. Царь подарил подвижнику местность Шатберди, где тот в конце VIII века основал обитель. Монастырь стал церковным скрипторием, часть рукописей, созданных здесь, сохранилась до настоящего времени. Щедрые пожертвования монастырю сделали царевичи Адарнасе, Баграт и Гуарам.
В начале IX века в Кларджети трудами преподобного и его учеников были основаны мужские монастыри Недзви (прп. Феодором), Квирикецминда (прп. Христофором), Убиси (св. Иларионом Иерусалимским), женский монастырь Мере (ученицей Февронией), восстановлены Мидзнадзори, Цкаростави, кафедральный собор Ишхани и другие, тогда как центральные районы Грузии (Картли, Кахети) находились под властью арабов (Тбилисский эмират). Жизнь в монастырях была основана на строгих правилах, созданных Григорием Хандзтийским по образцу порядков лавры св. Саввы Освященного. В келье монаха находилась только убогая постель, жесткое ложе и кувшин для воды, не зажигали ни огонь, ни свечи.
Григорий Хандзтийский многое укоренил в кларджетских монастырях по примеру константинопольских. Георгий Мерчуле описывает процесс распределения братии между новооснованными монастырями по принципу dominium (доли старшего): из всей братии преподобный отобрал 13 для Хандзты и Шатберди, а всех остальных распределил по жребию [2].
В монастырях Хандзта и Шатберди обучали монахов, переписывали церковные книги, иллюминировали рукописи, украшали золотом и серебром переплеты книг. Там, напр., были созданы Шатбердский сборник [3], содержащий груз. хронику «Обращение Картли», Шатбердское Четвероевангелие [4], Джручское Четвероевангелие [5]. В Житии преподобного Григория сообщается, что по его распоряжению из Палестины был привезен «устав» лавры св. Саввы Освященного (возможно, речь идет о палестинском монашеском Часослове), а также упоминается некий большой гимнографический сборник - возможно, древний Иадгари. Ему приписываются некоторые гимны из Иадгари Модрекили Микаела X в. [6].
Преподобный Григорий Хандзтийский |
В Житии описываются многочисленные чудеса, совершенные преподобным Григорием. Так, мн. насельники мон-ря видели свет в его келье, а также его самого светящегося, «подобно солнцу», во время молитвы. По его молитве совершалось много исцелений. Григорий Хандзтийский имел власть не только над людьми, но и над дикой природой и животными. Однажды монахи собирали бревна и спускали их по оледеневшему склону. Одно сорвалось над проходившим внизу старым монахом. Прп. Григорий осенил бревно крестным знамением, и оно остановилось. Др. чудо произошло в горах вблизи Шатберди. Перед прп. Григорием и монахами внезапно предстал олень, преследуемый охотниками. Обойдя остальных, он подбежал к преподобному и положил ему голову на плечо. Святой погладил его и сказал: «Именем Христа, тебя не смогут обидеть твои враги, не бойся», затем отпустил оленя, благословил охотников, восхваливших Бога [7].
Ставленник тбилисского эмира Сахака, некий Цкири, самовольно занял кафедру в Анчи. Григорий Хандзтийский неоднократно обличал его за неблаговидные поступки и призывал оставить кафедру. Цкири решил расправиться с преподобным и нанял убийцу. Предвидя опасность, преподобный вышел из кельи. Увидев яркий свет, исходивший от святого, убийца оцепенел от страха, его рука повисла как плеть. Только по молитве преподобного он исцелился от недуга. Цкири был отлучен от Церкви и собирался с помощью войска разгромить Хандзту. Григорий Хандзтийский и братия просили воинов позволить им закончить литургию. Когда служба подошла к концу, Цкири внезапно умер. В Житии также описываются многочисленные чудеса учеников преподобного, святых Епифания, еп. Захария Анчийского, Февронии.
Григорий Хандзтийский, к концу жизни подвизавшийся в Шатберди, зная о своей близкой кончине, разослал во все кларджетские монастыри свечи с просьбой зажечь их в день его преставления и попросил перевезти его в Хандзту.
Скончался 5 октября 861 года в окружении братии всех кларджетских монастырей.
Его жизнеописание «Труд и деятельность достойно жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Хандзты и Шатберди, и вместе с ним память многих отцов блаженных» было составлено в 951 году, спустя 90 лет после кончины преподобного, монахом из Хандзты Георгием Мерчуле на основе рассказов ближайших учеников преподобного и сохранившихся к тому времени документальных источников. Единственная рукопись XII века, содержащая Житие Григория Хандзтийского, была найдена Г. Н. Чубинашвили среди рукописей Крестового мон-ря в Иерусалиме в 1845 году [8]. Текст Жития с переводом на рус. язык впервые был опубликован в 1911 году Н. Я. Марром.
Единственное изображение Григория Хандзтийского размещено на миниатюре из Праздничной Минеи [9], выполненной по трафарету и не сохранившей его портретные черты.
Литература
- Григорий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского / Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра с дневниками поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию. СПб., 1911. (ТРАГФ; Кн. 7);
- Peeters P. // AnBoll. 1923. Т. 36/37. Р. 216-309 (лат. пер. груз. текста);
- Григорий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели / Ред.: П. Ингороква. Тбилиси, 1946 (на груз. яз.);
- Очерки по истории древнегруз. агиогр. лит-ры / Ред.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1963. Т. 1. С. 248-319;
- Древнегруз. церковная лит-ра / Текст с коммент. изд.: Е. Челидзе. Тбилиси, 2005. С. 479-958 (на груз. яз.)
- Дондуа К. Творение Мерчула в лат. переводе бельг. ориенталиста // ТРКФ. 1925. Т. 1. С. 1425;
- Такаишвили Э. Археологическая экспедиция в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 57;
- Ингороква П. Гиорги Мерчуле - груз. писатель X в. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.);
- Кекелидзе К., Барамидзе А. История груз. лит-ры. Тбилиси, 1954. Ч. 1. С. 114 (на груз. яз.);
- Менабде Л. В. Очаги древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1962. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.);
- Кекелидзе К. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Ч. 1. С. 152-157 (на груз. яз.);
- Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1988. Т. 2. С. 307, 308, 318, 483, 504, 509, 512-515, 518, 527;
- Жития грузинских святых / Сост.: прот. З. Мачитадзе, М. Букиа, М. Булиа. Тбилиси, 2002. С. 167-169.
Использованные материалы
- Э. Габидзашвили. "Григорий Хандзтийский" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 74-75
- "Преподобный Григорий Хандзтийский", страница календаря на портале Православие.Ru:
[1] Георгий Мерчуле. Житие. С. 84; Памятники. Т. 1. С. 249-250
[2] Георгий Мерчуле. Житие. С. 112; Памятники. Т. 1. С. 280
[3] Кекел. S. 1141, ок. 973-976 гг.
[4] Краеведческий музей г. Местии (Сванети). М 22, 897 г.
[5] Кекел. Н 1660, 936 г.
[6] Кекел. S 425
[7] Памятники. Т. 1. С. 301-302
[8] Иерусалимская патриаршая б-ка; фотокопия - Кекел. Jer 2. Fol. 157r - 229
[9] Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.