Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четверть IX века. Монастырь Опиза. |
Память 29 января, 27 января (Греч. [2])
О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви [3]. По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов [4].
В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство [5] и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных.
Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны.
Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.
В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, он захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» [6]. Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.
Тао-Кларджетское царство Ашота приобретало новую силу. Правители разрозненных частей Грузии, прилагая немалые усилия для объединения страны, стали собираться под его предводительством. В Кларджети возрождалась прерванная церковно-монастырская жизнь, инициатором которой был святой Григорий Хандзтийский со сподвижниками, которых благоверный царь приблизил к себе. Благодаря их усилиям строились церкви и монастыри, формировались литературные школы. Царь Ашот даровал лучшие земли царства, включая Шарбети, подвижникам Хандзтийского монастыря. Впоследствии, его дети и наследники Адарнерсе, Баграт и Гуарам пожертвовали немало богатств для восстановления монастырей Кларджетийской пустыни.
Спустя некоторое время царь Ашот уклонился от своей праведной жизни и, полюбив некую женщину, презрел законы и приличия, поселив её в Артануджи в покоях для царицы. Узнав об этом, святой Григорий призвал царя одуматься, и тот обещал разорвать порочную связь, но не мог заставить себя. Тогда святой Григорий, не сказав об этом Ашоту, сам увел женщину в монастырь в Мере и передал её настоятельнице игуменье Февроньи. Когда Ашот обнаружил это, он долго упрашивал настоятельницу вернуть женщину, но та отказалась, после чего Ашот наконец смирился, раскаялся и вернулся к богобоязненному житию.
Св. блгв. царь Ашот. Икона |
Обстоятельства смерти Ашота Куропалата источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе сообщает, что царь Ашот намеревался вернуть себе власть в Картли, но мусульманский предводитель Халиль опередил его, вторгнувшись в этот край. Готовясь к битве царь разослал гонцов для сбора воинов, но арабы напали до того как войско было собрано, и царь направился в долину Нигали, надеясь собрать вокруг себя силы грузин. Но среди пришедших под его знамена нашлись изменники, и царь слишком поздно догадался об этом. Царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем [8]. По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя.
Преподобный Григорий Хандзойский, возвратившись из Константинополя, с большой скорбью оплакивал убитого правителя, называя его "могущественнейшим из царей", "крепостью Церквей", "оградой христиан" и т. д. [9].
Время и место канонизации Ашота Куропалата неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях католикосов-патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до конца XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще некоторыми именами в 1960-х гг. при католикосе-патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе).
Литература
- ჟრონიკები და სხვა მასალა საჟართველოს ისტორიისა და მწერლობა / შეკრებილი, ჟრონოლოგიურად დაწყობილი და ახსნილი თ. ჟორდანიას მიერ // წიგნი მეორე. ტფილისი,1897. С. 195-198;
- Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго / Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра // ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130;
- მატიანე ჟართლისა // КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса / Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29);
- ბატონიშვილი ვახუშტი. აღწერა სამეფოსა საჟართველოსა // Там же. Т. 4. С. 128-129;
- სუმბატ დავითისმე. ცხოვრება და უწყება ბაგრატინიანთა // Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах / Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33);
- ჟართული წარწერების კორპუსი // ლაპიდარული წარწერები / წიგნი I შეადგინა და გამოსაცემად მოამზადა ნ. შოშიაშვილმა. თბილისი, 1980. С. 285-287.
- ლომოური თ. სუმბატ დავითის მისა და გიორგი მერჩულეს ცნობები მე-IX-X ს.ს. ჟართველ ბაგრატიონთა შესახებ. არილი, 1925. С. 47-57;
- თაყაიშვილი ე. სუმბატ დავითის მის ჟრონიკა ტაო-კლარჯეთის ბაგრატიონთა შესახებ // მასალები საჟართველოსა და კავკასიის ისტორიისათვის. თბილისი, 1949. № 27. С. 21-42;
- ინგოროყვა პ. გიორგი მერჩულე. თბილისი, 1954. С. 39-68; Tumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgian Univ. Press, 1963. P. 453;
- მუსხელიშვილი დ. საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1980. С. 61-68;
- Лордкипанидзе М. Д. Картвелское царство (Тао-Кларджети) // Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1988. Т. 2. С. 306-339.
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 81-84. См. также сокращенное житие по книге прот. Захарии по-русски:
- Н. Гургенидзе, М. Сургуладзе. "Ашот I Великий". Православная энциклопедия, т. 4, с. 229-230
[1] Встречается также написание Курапалат
[2] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1917/sxsaintinfo.aspx
[3] Вардан Великий. Всеобщая история / Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106
[4] Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376
[5] Вардан Великий. С. 106
[6] Матиане Картлиса. С. 29
[7] Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в. // ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712
[8] КЦ. Т. 1. С. 377
[9] Георгий Мерчул. Житие. С. 98