Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протодиакон Андрей Кураев
Протодиакон Андрей Кураев
Кураев Андрей Вячеславович (род. 1963), протодиакон, клирик Константинопольского Патриархата, профессор, публицист, автор многих книг, сектовед

Родился 15 февраля 1963 года в городе Москве.

Несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету «Атеист».

В 1979 году поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и научного атеизма. Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда "безбожно" лжет, критика бьет мимо цели. Осенью 1982 года принял крещение.

В 1984 году, по окончании университета, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её; в 1985 году перешёл на работу секретарём в Московскую духовную академию.

В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.

В том же году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты "каким-то семинаристом". Областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея в Румынию.

Продолжил образование в Бухарестском Богословском институте.

8 июля 1990 года рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. Рукоположение состоялось в Румынии.

"Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское православие (а для меня православие - вселенская религия). Кроме того, Румыния - очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили".

По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 год работал референтом патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Ректор порекомендовал отца Андрея. "Патриарх встретил меня с улыбкой: "Говорят, Вы хорошо умеете писать?" - "Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии - чтобы не повторять десять раз одно и тоже". Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: "Нет, Ваше Святейшество..." Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание".

В 1992 году окончил Московскую духовную академию.

В 1993-1996 годах был деканом философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году получил учёное звание профессора богословия. В июне 1997 года состоялась предзащита докторской диссертации А.Кураева по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ.

С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.

С осеннего семестра 2004 года основное место работы – Московская духовная академия (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжалось).

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Профессор, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Московского Православного Свято-Тихоновского института. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ.

12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника “Богословские труды”.

24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной богословской комиссии.

Патриаршим указом № 6878 от 25 сентября 2007 года освобождён от послушания сверхштатного клирика Московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен сверхштатным диаконом Московского храма Архистратига Божия Михаила - Патриаршего подворья в Тропарёве.

5 апреля 2009 года возведён в сан протодиакона в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе патриархом Московским и всея Руси Кириллом "за активное миссионерское служение и работу с молодёжью".

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года - секретарь Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ Межсоборного присутствия [1].

Регулярно выступал в СМИ с резкими и провокационными заявлениями, в связи с чем постановлением Ученого совета МДА от 12 марта 2012 года ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". Положительной реакции со стороны о. Андрея на это постановление не последовало.

30 декабря 2013 года Ученый совет МДА констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении [2].

29 апреля 2020 года запрещен в священнослужении указом патриарха Кирилла до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы. Решение о запрете было принято "в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, а также учитывая предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы".

29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел дело в заочном порядке, отметив "оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина" и "установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь", а также наличие признаков "клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в „организации раскола“" и то, что он "не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии ещё в 2015 году", принял решение признать его подлежащим извержению из священного сана, при этом особо отметив, что решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы - патриархом Московским и всея Руси.

4 марта 2021 года Епархиальный суд г. Москвы отклонил ходатайство о. Андрея о пересмотре дела и подтвердил принятое ранее решение.

4 апреля 2021 года патриарх Кирилл своей резолюцией подтвердил решение епархиального суда, но при этом сделал следующую оговорку: "Данное решение вступит в силу после издания указа об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана. На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в своё время".

В августе 2022 года о. Андрея Кураева оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье о дискредитации армии. Поводом для составления протокола стала его публикация в «Живом журнале» от 18 апреля, в которой Кураев рассуждал о событиях в Украине. Какие именно высказывания суд счел дискредитирующими армию, не уточнялось.

28 апреля 2023 года был издан патриарший указ о лишении сана протодиакона Андрея Кураева. В указе, в частности, отмечается "Вы не проявили ни на словах, ни в делах признаков покаяния, и, в том числе, не прекратили свою деструктивную деятельность" [3].

3 апреля 2024 года был восстановлен в сане и принят в клир Константинопольского Патриархата. В патриаршей грамоте говорится:

"Мы приняли ваше обращение и, тщательно рассмотрев дело и вопросы, касающиеся вас, определили, что канонические наказания, наложенные на вас вашей духовной властью, никоим образом не вытекают из церковных критериев... Мы отпускаем и освобождаем вас от наказания в виде лишения священства и восстанавливаем вас в статусе священнослужителя и в том сане, что был у вас ранее. /…/ Мы включаем вас в число наших святых клириков под нашим омофором" [4].

Сочинения

  • Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. - Клин, 1994.
  • Православная философия и богословие: Теорет. курс авториз. излож. / Моск. экстер. гуманит. ун-т; Кураев А. В. — М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994. — 160 с.
  • Соблазн неоязычества : монография. — Москва : [б. и.], 1994. — 128 с.
  • Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. - М., - Клин, 1995.
  • На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? - М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье).
  • Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995.
  • О вере и знании - М., Аргус, 1995.
  • О нашем поражении. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
  • Раннее христианство и переселение душ. - М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное - М., Сретинский монастырь, 1998.
  • Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. - М., Отчий дом, 1997.
  • Христианская философия и пантеизм. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
  • Школьное богословие. - М., Благовест, 1997.
  • Протестантам о Православии. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
  • Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. - Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке).
  • Если Бог есть любовь. - М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997.
  • Православие и право. Церковь в светском государстве. - М., Издательство Сретенского монастыря, 1997
  • Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997
  • Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997
  • Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998
  • Откуда у церкви деньги: В помощь приходским священникам и налоговым инспекторам. — Краснодар: Троиц. Слово, 1999. — 16 с.
  • Дары и анафемы: Что христианство принесло в мир: Размышления на пороге III тысячелетия. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2001
  • Уроки сектоведения : Как узнать секту : На прим. движения рериховцев. — СПб. : Формика, 2002. — 447 с.
  • Основы православной культуры как лекарство от экстремизма: Очень личные размышления. — М.: Издат. Совет Рус. Православ. Церкви, 2003.
  • Ответы молодым. — Саратов: Изд-во Сарат. епархии; Изд-во Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. (ОАО Тип. Новости).
  • Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт? — СПб.: Формика, 2003
  • Женщина в церкви: беседы с богословом. — М.: Эксмо; Яуза, 2004. (Тульская тип.). — 174 с.
  • Как относиться к исламу после Беслана?. — М.: Мрежа, 2004. (ОАО Тип. Новости). — 127 с.
  • Кино: перезагрузка богословием. — М. : Фома, 2004. — 77 с.
  • Мастер и Маргарита: за Христа или против? — М.: Русская Православная Церковь, 2004. — 160 с.
  • Рок и миссионерство: [беседы с богословом]. — М.: ЭКСМО; Яуза, 2004. (Тул. тип.). — 382 с.
  • Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче. — М.: Эксмо; Яуза, 2004. (Тул. тип.).
  • Диспут с кришнаитами. В соавт. со свящ. Олегом Стеняевым и Р. Гупта. — Витебск, 2005.
  • Искушение, которое приходит «справа». — М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2005. — 93 с.
  • Не-американский миссионер. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005. (ОАО Тип. Новости). — 463 с.
  • Церковь в мире людей — М.: Сретенский монастырь, 2005
  • Может ли православный быть эволюционистом? — Клин: Христианская жизнь, 2006. — 112 с.
  • Почему православные такие?… — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2006. — 527 с.
  • Правда и фантазии «Кода да Винчи». — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — 90 с.
  • Диспут с атеистом: [новая версия] — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007
  • Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007 г. — 112 с.
  • Культурология православия: готова ли школа к новому предмету. — М.: Грифон, 2007. — 269 с.
  • Фантазия и правда «Кода да Винчи». — Москва : АСТ : Зебра Е, 2007. — 526 с.
  • Мои ошибки. — Красноярск : [КаСС], 2008. — 92 с.
  • Почему христиане не боятся порчи. — М.: Издательский совет РПЦ, 2008.
  • Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника миссиологии. Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодёжи Русской Православной Церкви, 2009. — 512 с.
  • Миссионерский кризис Православия. — Москва : Никея, 2010. — 299 с.
  • Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. — М.: Просвещение, 2010.
  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
  • Рок-проповеди. — М.: Никея, 2010. — 16 с.
  • Агрессивное миссионерство. — Москва : Никея, 2011. — 205 с.
  • Беседы в семинарии. — Москва : Никея, 2011. — 271 с.
  • За семинарскими стенами. — Москва : Никея, 2011. — 223 с.
  • Православие: точки роста. — Москва : Никея, 2011. — 207 с.
  • Поднять Россию с колен!: записки православного миссионера. — М.: Алгоритм, 2014. — 207 с. (Как Путину обустроить Россию)
  • Женские вопросы к Церкви. — М.: Проспект, 2017. — 304 с.
  • Легенды и мифы древней Греции. Боги Олимпа. — М.: Проспект, 2017. — 32 с. (соавтор: Н. А. Макарова)
  • Основы православной культуры в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей. — М.: Проспект, 2017
  • Византия против СССР. Война фантомных империй за церковь Украины. — М.: Проспект, 2020. — 960 с.
  • Парадоксы церковного права. — М.: Проспект, 2022. — 819 с.

Награды

Церковные:

  • медаль преп. Сергия Радонежского II степени (1988)
  • орден преп. Сергия Радонежского III степени (15 февраля 2003, от патриарха Алексия II)
  • камилавка (5 апреля 2009, от патриарха Кирилла)

Светские:

  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • знак отличия «Гражданская доблесть» (2005, награда президента Республики Саха (Якутия))

Использованные материалы



[1]  "Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)", официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, - http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html

[2]  Состоялос­ь очередное заседание Ученого совета МДА, 30 декабря 2013 г. - http://www.mpda.ru/news/text/2027629.html или http://www.patriarchia.ru/db/text/3488723.html

[3]  Указ № У-02/69 от 28 апреля 2023 года // протодиакону Андрею Кураеву - http://moseparh.ru/ukaz-u-0269-ot-28-aprelya-2023.html

[4]  "Мой личный Томос" - https://diak-kuraev.livejournal.com/4501342.html

Редакция текста от: 16.04.2024 04:59:21

"КУРАЕВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google