Протодиакон Андрей Кураев |
Родился 15 февраля 1963 года в городе Москве.
Несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету «Атеист».
В 1979 году поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и научного атеизма. Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда "безбожно" лжет, критика бьет мимо цели. Осенью 1982 года принял крещение.
В 1984 году, по окончании университета, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её; в 1985 году перешёл на работу секретарём в Московскую духовную академию.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.
В том же году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты "каким-то семинаристом". Областной комитет КПСС вынес специальное постановление о плохом состоянии дел в педагогическом институте и пролоббировал отправку Андрея в Румынию.
Продолжил образование в Бухарестском Богословском институте.
8 июля 1990 года рукоположен в сан диакона в состоянии целибата. Рукоположение состоялось в Румынии.
По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 год работал референтом патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В 1992 году окончил Московскую духовную академию.
В 1993-1996 годах был деканом философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. В 1996 году получил учёное звание профессора богословия. В июне 1997 года состоялась предзащита докторской диссертации А.Кураева по философии на кафедре философии религии и религиоведения МГУ.
С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.
С осеннего семестра 2004 года основное место работы – Московская духовная академия (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжалось).
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Профессор, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Московского Православного Свято-Тихоновского института. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религоведения философского факультета МГУ.
12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника “Богословские труды”.
24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной богословской комиссии.
Патриаршим указом № 6878 от 25 сентября 2007 года освобождён от послушания сверхштатного клирика Московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и назначен сверхштатным диаконом Московского храма Архистратига Божия Михаила - Патриаршего подворья в Тропарёве.
5 апреля 2009 года возведён в сан протодиакона в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе патриархом Московским и всея Руси Кириллом "за активное миссионерское служение и работу с молодёжью".
27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года - секретарь Комиссии по вопросам организации церковной миссии и член Комиссии по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ Межсоборного присутствия [1].
Регулярно выступал в СМИ с резкими и провокационными заявлениями, в связи с чем постановлением Ученого совета МДА от 12 марта 2012 года ему братски напоминалось, что: "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви". Положительной реакции со стороны о. Андрея на это постановление не последовало.
30 декабря 2013 года Ученый совет МДА констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении [2].
29 апреля 2020 года запрещен в священнослужении указом патриарха Кирилла до принятия решения епархиальным церковным судом г. Москвы. Решение о запрете было принято "в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, а также учитывая предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы".
29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел дело в заочном порядке, отметив "оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина" и "установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь", а также наличие признаков "клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в „организации раскола“" и то, что он "не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии ещё в 2015 году", принял решение признать его подлежащим извержению из священного сана, при этом особо отметив, что решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы - патриархом Московским и всея Руси.
4 марта 2021 года Епархиальный суд г. Москвы отклонил ходатайство о. Андрея о пересмотре дела и подтвердил принятое ранее решение.
4 апреля 2021 года патриарх Кирилл своей резолюцией подтвердил решение епархиального суда, но при этом сделал следующую оговорку: "Данное решение вступит в силу после издания указа об извержении протодиакона Андрея Кураева из священного сана. На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в своё время".
В августе 2022 года о. Андрея Кураева оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье о дискредитации армии. Поводом для составления протокола стала его публикация в «Живом журнале» от 18 апреля, в которой Кураев рассуждал о событиях в Украине. Какие именно высказывания суд счел дискредитирующими армию, не уточнялось.
28 апреля 2023 года был издан патриарший указ о лишении сана протодиакона Андрея Кураева. В указе, в частности, отмечается "Вы не проявили ни на словах, ни в делах признаков покаяния, и, в том числе, не прекратили свою деструктивную деятельность" [3].
3 апреля 2024 года был восстановлен в сане и принят в клир Константинопольского Патриархата. В патриаршей грамоте говорится:
Сочинения
- Все ли равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию. - Клин, 1994.
- Православная философия и богословие: Теорет. курс авториз. излож. / Моск. экстер. гуманит. ун-т; Кураев А. В. — М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994. — 160 с.
- Соблазн неоязычества : монография. — Москва : [б. и.], 1994. — 128 с.
- Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. - М., - Клин, 1995.
- На пороге унии. Станем ли мы монофизитами? - М., 1994. (в соавторстве с В. Лурье).
- Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1995.
- О вере и знании - М., Аргус, 1995.
- О нашем поражении. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1996. Перепечатка: О последних судьбах нашего мира. Три взгляда из разных эпох. М., Отчий дом, 1998.
- Раннее христианство и переселение душ. - М., Гнозис, 1996. 2-е издание, исправленное и дополненное - М., Сретинский монастырь, 1998.
- Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. - М., Отчий дом, 1997.
- Христианская философия и пантеизм. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
- Школьное богословие. - М., Благовест, 1997.
- Протестантам о Православии. - М., Подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1997.
- Да ли сви путеви воде ка Богу? Огледи на Православльу у постхришчанском свету. - Цетинье, Светигора, 1997. (На сербском языке).
- Если Бог есть любовь. - М., Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт, 1997.
- Православие и право. Церковь в светском государстве. - М., Издательство Сретенского монастыря, 1997
- Вызов экуменизма. М., Благовест, 1997
- Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., Благовест, 1997
- Оккультизм в Православии. М., Благовест, 1998
- Откуда у церкви деньги: В помощь приходским священникам и налоговым инспекторам. — Краснодар: Троиц. Слово, 1999. — 16 с.
- Дары и анафемы: Что христианство принесло в мир: Размышления на пороге III тысячелетия. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 2001
- Уроки сектоведения : Как узнать секту : На прим. движения рериховцев. — СПб. : Формика, 2002. — 447 с.
- Основы православной культуры как лекарство от экстремизма: Очень личные размышления. — М.: Издат. Совет Рус. Православ. Церкви, 2003.
- Ответы молодым. — Саратов: Изд-во Сарат. епархии; Изд-во Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. (ОАО Тип. Новости).
- Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт? — СПб.: Формика, 2003
- Женщина в церкви: беседы с богословом. — М.: Эксмо; Яуза, 2004. (Тульская тип.). — 174 с.
- Как относиться к исламу после Беслана?. — М.: Мрежа, 2004. (ОАО Тип. Новости). — 127 с.
- Кино: перезагрузка богословием. — М. : Фома, 2004. — 77 с.
- Мастер и Маргарита: за Христа или против? — М.: Русская Православная Церковь, 2004. — 160 с.
- Рок и миссионерство: [беседы с богословом]. — М.: ЭКСМО; Яуза, 2004. (Тул. тип.). — 382 с.
- Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче. — М.: Эксмо; Яуза, 2004. (Тул. тип.).
- Диспут с кришнаитами. В соавт. со свящ. Олегом Стеняевым и Р. Гупта. — Витебск, 2005.
- Искушение, которое приходит «справа». — М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2005. — 93 с.
- Не-американский миссионер. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005. (ОАО Тип. Новости). — 463 с.
- Церковь в мире людей — М.: Сретенский монастырь, 2005
- Может ли православный быть эволюционистом? — Клин: Христианская жизнь, 2006. — 112 с.
- Почему православные такие?… — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2006. — 527 с.
- Правда и фантазии «Кода да Винчи». — М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — 90 с.
- Диспут с атеистом: [новая версия] — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007
- Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007 г. — 112 с.
- Культурология православия: готова ли школа к новому предмету. — М.: Грифон, 2007. — 269 с.
- Фантазия и правда «Кода да Винчи». — Москва : АСТ : Зебра Е, 2007. — 526 с.
- Мои ошибки. — Красноярск : [КаСС], 2008. — 92 с.
- Почему христиане не боятся порчи. — М.: Издательский совет РПЦ, 2008.
- Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника миссиологии. Центр библейско-патрологических исследований при Отделе по делам молодёжи Русской Православной Церкви, 2009. — 512 с.
- Миссионерский кризис Православия. — Москва : Никея, 2010. — 299 с.
- Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов. — М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Рок-проповеди. — М.: Никея, 2010. — 16 с.
- Агрессивное миссионерство. — Москва : Никея, 2011. — 205 с.
- Беседы в семинарии. — Москва : Никея, 2011. — 271 с.
- За семинарскими стенами. — Москва : Никея, 2011. — 223 с.
- Православие: точки роста. — Москва : Никея, 2011. — 207 с.
- Поднять Россию с колен!: записки православного миссионера. — М.: Алгоритм, 2014. — 207 с. (Как Путину обустроить Россию)
- Женские вопросы к Церкви. — М.: Проспект, 2017. — 304 с.
- Легенды и мифы древней Греции. Боги Олимпа. — М.: Проспект, 2017. — 32 с. (соавтор: Н. А. Макарова)
- Основы православной культуры в школе: для чего и как? Пособие для родителей и учителей. — М.: Проспект, 2017
- Византия против СССР. Война фантомных империй за церковь Украины. — М.: Проспект, 2020. — 960 с.
- Парадоксы церковного права. — М.: Проспект, 2022. — 819 с.
Награды
Церковные:
- медаль преп. Сергия Радонежского II степени (1988)
- орден преп. Сергия Радонежского III степени (15 февраля 2003, от патриарха Алексия II)
- камилавка (5 апреля 2009, от патриарха Кирилла)
Светские:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- знак отличия «Гражданская доблесть» (2005, награда президента Республики Саха (Якутия))
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви
[1] "Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)", официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, - http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html
[2] Состоялось очередное заседание Ученого совета МДА, 30 декабря 2013 г. - http://www.mpda.ru/news/text/2027629.html или http://www.patriarchia.ru/db/text/3488723.html
[3] Указ № У-02/69 от 28 апреля 2023 года // протодиакону Андрею Кураеву - http://moseparh.ru/ukaz-u-0269-ot-28-aprelya-2023.html
[4] "Мой личный Томос" - https://diak-kuraev.livejournal.com/4501342.html