Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН ПРОЗОРЛИВЫЙ

Перенаправлено со статьи "ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Иоанн Египетский Прозорливый
Прп. Иоанн Египетский Прозорливый
Иоанн Прозорливый, Ликопольский (греч. ᾿Ιωάννης ὁ ἐν Λυκῷ τῇ πόλει, ὁ Λυκοπολίτης; + 395), монах, преподобный, один из самых известных египетских подвижников IV века.

Память 27 марта и 6 февраля (Греч. [1]).

Родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет). В юности он работал плотником, а его брат выучился ремеслу красильщика, которое, по свидетельству коптского жития, было семейным.

В возрасте 25 лет он принял монашеский постриг и в течение пяти лет подвизался в разных обителях. Коптская традиция называет местом его первоначальных подвигов Скит, однако упоминаемые в качестве его наставников некие Исидор и Пимен не могут быть отождествлены с известными одноименными подвижниками, поскольку первый вряд ли был значительно старше прп. Иоанна, а второй был намного младше его.

Затем он возвратился в родной город и поселился в пяти милях от него в гористой и труднодоступной местности. Согласно Палладию, ему было в этот момент около 30 лет, согласно Руфину - 40. Здесь он соорудил себе келью, состоящую из трёх помещений: для молитвы, для житейских нужд и для работы. В копто-арабском Синаксаре сообщается, что келью прп. Иоанна построили монахи соседнего монастыря Эль-Ханада, которые также приносили подвижнику еду. Косвенное подтверждение тому, что вокруг преподобного постепенно сложилась община нуждающихся в его духовном руководстве, можно найти в рассказе Палладия об особом, выстроенном братией помещении для ожидающих встречи с ним. Прп. Иоанн провел в затворе всю оставшуюся жизнь, принимая посетителей лишь по субботам и воскресеньям и беседуя с ними через небольшое окошко.

Более всего прп. Иоанн прославился пророческим даром, о котором сообщают все без исключения источники. Этого дара он удостоился, проведя в затворе 30 лет. Наиболее известны пророчества, данные им имп. Феодосию I Великому о победе над узурпаторами Максимом (388) и Евгением (394). Согласно Созомену, к преподобному в Ликополь ездил могущественный фаворит имп. Феодосия евнух Евтропий, чтобы узнать, будет ли побежден Евгений. Прп. Иоанн предсказал Феодосию не только победу, но и скорую смерть. Преподобный открывал будущее военачальникам, приходившим к нему, чтобы получить совет о ведении военных действий против совершавших набеги кочевников, а также жителям округи, в т. ч. относительно разлива Нила и предстоящего урожая.

Прп. Иоанн Кассиан подчеркивал, что этого дара прп. Иоанн Ликопольский удостоился благодаря добродетели послушания, приводя в качестве одного из примеров неоднократно встречающийся в патристической литературе сюжет о том, как ученик поливал по приказу своего аввы сухую палку, посаженную тем в землю. Все детали этого рассказа напоминают аналогичную историю с аввой Аммоем и прп. Иоанном Коловом, с тем только отличием, что в данном случае сухая палка, несмотря на регулярный полив, так и не принялась, а авва, приведенный в изумление послушанием своего ученика, выдернул ее из земли и приказал более не поливать.

Преподобный также отличался прозорливостью, видя людские помыслы. Он стяжал дар исцелений, но никогда не совершал их явно, избегая мирской славы, а благословлял масло и отдавал его просителям. Преподобный не принимал женщин, однако иногда, снисходя к их просьбам, давал им наставления, являясь во сне, как это произошло с женой трибуна.

Аскетическое учение прп. Иоанна достаточно традиционно для египетских отцов того времени. Он считал, что смирение есть первейшая из заповедей Спасителя. Помимо приводимых прп. Иоанном Кассианом примеров послушания прп. Иоанн Ликопольский наиболее полно воззрения этого святого сформулированы в беседе с семью иноками, приведенной в "Истории египетских монахов". Он подчеркивал необходимость молитвы и предостерегал от рассеяния в мыслях, которое препятствует ищущим совершенства приближаться к Богу. Инок должен бороться с помыслами, мешающими его общению с Богом, в свою очередь эти помыслы свидетельствуют о том, что монах не окончательно отрекся от мира. Во избежание тщеславия подвижник советовал монахам удаляться в безлюдные места. В подкрепление своих слов он приводил три примера, два из которых касались отшельников, достигших высот духовного совершенства, но поддавшихся искушению и падших. Один из двух иноков, не веря в силу покаяния, вернулся в мир, а другой смог преодолеть искушение и, возвратившись в свою пещеру, продолжил подвиги. В заключение этой беседы прп. Иоанн сравнивал два типа подвижников, отдавая предпочтение ведущим созерцательную жизнь:

"...прекрасен тот подвижник, который постоянно подвизается в миру, совершает добрые дела, являет братскую любовь и упражняется в подвигах странноприимства, любви и милосердия… и ведет жизнь, чуждую соблазнов. Хорош такой человек и даже прекрасен, ибо он на деле исполняет заповеди, однако он заботится о земном. Воистину лучше него и более велик человек созерцательный, который от практических дел поднялся к умозрению, представив другим думать о насущном, а сам, отвергшись себя и забыв о себе, печется о небесном; он, свободный от всего, предстоит перед Богом… Достигнув такого состояния, человек проводит всю свою жизнь с Богом, по Божией воле живет и непрестанно воспевает Бога" [2].

В копто-арабских Синаксарях говорится о духовной дружбе прп. Иоанна с Шенутой, архим. Белого монастыря, а написанное Бесой Житие Шенуты упоминает о том, как он посетил "своего сотоварища-пророка апу Иоанна" [3].

Скончался в 394 или 395 году. Согласно "Истории египетских монахов", ему было около 90 лет, а по свидетельству еп. Палладия Еленопольского, ему в это время было 78 лет. Он умер вскоре после предсказанной им победы имп. Феодосия I над Евгением, о чем имеются прямые указания в "Истории египетских монахов", но, согласно коптской полемической антихалкидонитской традиции, подвижник является современником IV Вселенского Собора (451) и сторонником монофизитов. Согласно той же традиции (нашедшей отражение и в сирийском варианте), имп. Маркиан (450-457) отправил к прп. Иоанну своего посланника, чтобы узнать, чью сторону ему принять. Иоанн предрек ему долгое правление, если тот примет сторону монофизитов, однако халкидониты подкупили посланника, и Маркиан встал на их сторону, лишь на смертном одре узнав об обмане [4].

Как показали исследования И. Осера, корпус произведений, приписываемых Иоанну Ликопольскому, на самом деле принадлежит не ему, а, вероятно, сирийскому автору, известному под именем Иоанна Отшельника (Пустынника).

Несмотря на распространенность почитания Иоанна Ликопольского среди коптов и эфиопов в средние века, в современном коптском календаре его память отсутствует. В греческих стишных Синаксарях его память и посвященное ему двустишие содержатся под 6 февраля [5]. В латинских Мартирологах его имя встречается либо под 19 марта [6], либо под 27 марта [7]. Под 27 марта сведения об прп. Иоанне были собраны в Acta Sanctorum и под этой датой впоследствии были внесены свт. Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи.

Источники

Сведения о прп. Иоанне Ликопольском сохранились в греческих, латинских и коптских источниках. На основании личных впечатлений от встречи с прп. Иоанном незадолго до его смерти были составлены пространные описания (можно сказать, жития) автором "Истории египетских монахов" [8] и Палладием, еп. Еленопольским [9]. Если автор "Истории египетских монахов" описывал свои впечатления вскоре после посещения прп. Иоанна, то Палладий опирался на воспоминания более чем 20-летней давности. Об прп. Иоанне также говорится в сочинениях Созомена и блж. Феодорита Кирского. Упоминает об подвижнике и Евагрий Понтийский. Важнейшие из латинских источников - перевод "Истории египетских монахов" Руфина Аквилейского с собственными дополнениями и произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина "Установления общежительные" [10] и "Собеседования" [11]. И Руфин, и прп. Иоанн Кассиан провели в египетских монастырях по несколько лет, но, хотя прп. Иоанн был жив во время их пребывания в Египте, подвижники скорее всего не были знакомы с ним лично. На коптском языке (саидском диалекте) существовала обширная подборка посвященных прп. Иоанну текстов, которая включала его Житие (или Жития) и энкомий. Однако из этого собрания до нас дошли лишь отдельные фрагменты, в которых представлены как эпизоды "Истории египетских монахов" и "Лавсаика", так и неизвестные греко-латинские традиции факты биографии святого. Достоверных данных о времени и месте создания этих произведений, так же как и об их авторе (или авторах), не сохранилось (о возможных гипотезах см.: Peeters. 1936). Трудно оценить историческую ценность этих, зачастую легендарных, рассказов. Сведения об прп. Иоанне содержатся также в копто-арабских и эфиопских Синаксарях.

Несмотря на относительно богатую источниковую базу, воссоздать биографию прп. Иоанна Ликопольского, как и многих других подвижников этой эпохи, достаточно сложно. Даже наиболее подробные описания в "Истории египетских монахов" и "Лавсаике" зачастую противоречат друг другу. Более того, источники иногда смешивают прп. Иоанна Ликопольского с прп. Иоанном Коловом, делая их героями одних и тех же событий.

Литература

  • BHG, N 2189-2190;
  • BHO, N 514-515;
  • ActaSS. Mart. T. 3. P. 692-699;
  • PG. 65. Col. 233;
  • SynAlex. Vol. 2. P. 321-329;
  • SynAlex (Forget). Vol. 1. Р. 139, 143-148;
  • Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 1. P. 268-270; T. 2. P. 431-432;
  • Till W. C. Koptische Heiligen- und Martyerlegenden. R., 1935. Tl. 1. S. 138-154; 1936. Tl. 2. S. 137-140. (OCA; 102, 108);
  • Theodoret. Hist. eccl. V 25;
  • Sozom. Hist. eccl. VI 28. 1; VII 22. 6-8;
  • Hist. mon. Aeg. P. 9-35 (рус. пер.: История египетских монахов / Пер.: Н. А. Кулькова. М., 2001. С. 8-23);
  • Le Synaxaire ethiopien / Ed. G. Colin// PO. 1988. T. 44. Fasc. 3. N 199. P. 343-345;
  • Изречения египетских отцов. 2001. С. 95-96;
  • Peeters P. Une vie copte de St. Jean de Lycopolis // AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 359-381;
  • Hausherr I. Aux origines de la mystique syrienne: Grégoire de Chypre ou Jean de Lycopolis? // OCP. 1938. Vol. 4. P. 497-520;
  • Muyldermans J. Un texte grec inédit attribué à Jean de Lycopolis // RechSR. 1953. T. 41. P. 525-530;
  • idem. A propos d'un texte grec attribué à Jean de Lycopolis Muyldermans, Joseph // Ibid. 1955. T. 43. P. 395-401;
  • Sauget J.-M. Giovanni di Licopoli // BiblSS. Vol. 6. Col. 818-822;
  • Devos P. La «servante de Dieu» Poemenia d'après Pallade: la tradition copte et Jean Rufus // AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 189-212;
  • idem. Fragments coptes de l'Historia monachorum: (Vie de S. Jean de Lycopolis) // Ibid. P. 417-441;
  • idem. Feuillets coptes nouveaux et anciens concernant de St. Jean de Siout // Ibid. 1970. Vol. 88. P. 153-187;
  • idem. St. Jean de Lycopolois et l'empereur Marcien // Ibid. 1976. Vol. 94. P. 303-316;
  • idem. De Jean Chrysostome à Jean de Lycopolis: Chrysostome et Chalkèdôn // Ibid. 1978. Vol. 96. P. 389-403;
  • idem. Jean de Lycopolis revisité: Nouveaux feuillets du «Codex B» // Ibid. 1988. Vol. 106. P. 183-200;
  • idem. John of Lycopolis // CoptE. Vol. 5. Р. 1363-1366;
  • Guy J.-Cl. Jean de Lycopolis // DSAMDH. T. 8. Col. 619-620;
  • Luisier Ph. Jean de Lycopolis: derniers fragments parisiens réunis par le Père Devos // Aegyptus Christiana: Mélanges d'hagiographie égyptienne et orientale dédies à la mémoire du P. Devos. Gen., 2004. P. 175-193.
  • Святитель Димитрий Ростовский. "Жития святых. Март". Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1997, стр. 553-570.
  • Преподобный Палладий Еленопольский. "Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов". Об Иоанне Ликопольском. М., 2013, стр. 150-167.
  • Пресвитер Руфин. "Жизнь пустынных отцов". Глава 1. О святом Иоанне. Издательство "Благовест", стр. 61-84.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ ἐν Λυκῷ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/2044/sxsaintinfo.aspx

[2]  цит. по: История египетских монахов. 2001. С. 22

[3]  Изречения египетских отцов. 2001. С. 147

[4]  Crum W. E. Coptic Texts Relating to Dioscorus of Alexandria // Proc. of the Society of Biblical Archaeology. L., 1903. Vol. 25. P. 268-271, 274; Nau F. Histoire de Dioscore // J. asiatique. P., 1903. Sér. 10. T. 1. P. 48-50

[5]  Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 229

[6]  Мартиролог Флора Лионского

[7]  Мартиролог Адона Вьеннского, Римский Мартиролог

[8]  Hist. mon. Aeg. 1

[9]  Palladius. Lausaic. 35

[10]  Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 23-26

[11]  Ioan. Cassian. Collat. XXIV 26

Редакция текста от: 10.03.2024 14:43:46

"ИОАНН ПРОЗОРЛИВЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google