Василий Трифонович Труханов (1878 - 1937), священник
Родился в 1878 году в селе Клевенка Самарской губернии в крестьянской семье. Его дед Трофим возглавлял артель каменщиков, возводил храмы. Воздвигнув храм во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Клевенка, навсегда остался жить в этом селе.
Василий ещё отроком в школьные годы приобрел навык в чтении и пении за богослужениями в своем сельском храме. Поэтому, призванный в солдаты, выполнял около двух месяцев обязанности псаломщика в походной полковой церкви, а затем поступил в Киевскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 году.
В Киеве получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук (1878 - 1963), пробывшей восемь лет на послушании в Введенском женском монастыре [1]. У них родились 12 детей, десять из них умерли в младенческом возрасте. Выросли сыновья: Иван (1914 - 1991) и Михаил (1916 - 2006).
Был назначен на служение в село Большая Тарасовка Клинцовского района Саратовской области (в 18 км от с. Клевенка). Тут семье священника пришлось пережить голод 1921-1922 годов и даже сталкиваться со случаями людоедства.
В 1923 году был переведен в Ташкентскую епархию, где стал служить в рыбачьем поселке Бугунь на берегу Аральского моря, в устье р. Сырдарьи.
Служил в селе Тамерлановка Чимкентской области, откуда в начале сентября 1929 года, был вынужден срочно уехать, оставив там все, прямо ночью, будучи предупрежден одним работником сельсовета о решении его арестовать. Лишался "избирательных прав".
Служил в молитвенном доме пристанционного поселка Борисовка (150 км от Ташкента). Храм дважды закрывали с обычной в таких случаях мотивировкой - "идя навстречу пожеланиям трудящихся". И оба раза вновь открывали, как закрытый незаконно административным порядком. Третий раз закрыли церковь без всяких решений "на собраниях трудящихся" - просто по постановлению поселкового Совета: "Церковь в поселке за ненадобностью закрывается, а помещение передается железнодорожному училищу под гимнастический зал". Этому закрытию предшествовал вызов священника в ГПУ, где ему велели уехать из поселка в течение 24 часов.
22 июля 1937 года он прибыл в Алма-Ату и стал служить в кафедральном Софийском соборе.
Был арестован 10 сентября 1937 года, также был арестован весь причт во главе с епископом.
1 декабря 1937 года тройка НКВД по Алма-атинской области приговорила его к расстрелу.
В 1989 году был реабилитирован Прокуратурой Казахстанской ССР.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] В 22 года игуменья послала её к старцу за благословением: либо на постриг, либо на выход в мир. Старец благословил на жизнь в миру.