Спас Недреманное Око. Середина XVI века. Москва. |
Иконография складывается на основе некоторых библейских пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.
В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV в. одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.
Иллюстрация: икона середины XVI века из ризницы Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Ныне находится в Московском Кремле [1], куда она была привезена в 1923 г. Н.Н. Померанцевым после закрытия монастыря.
Источники
- София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII - XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. Каталог № 12 С. 70-71.
- http://www.obraz.org/icon.php?source=source3/12
[1] № Ж - 786/1-2